Аудиометрия слуха, что это такое, расшифровка, норма

Игровая аудиометрия

Данная методика наиболее востребована при общении с детьми. Очень трудно им долго сидеть на одном месте и просто такт нажимать некрасивые кнопки. Куда интереснее игра. Игровая аудиометрия основывается на вырабатывании условного двигательного рефлекса, который базируется на тех основных движениях, которыми малыш пользуется в своей жизни. Основополагающим в методике является то, чтобы заинтересовать маленького пациента не только уже тривиальным инструментом (игрушками и красочными картинками). Сурдолог пытается стимулировать двигательную рефлекторику малыша, например, с помощью выключателя зажечь светильник, нажать на яркую кнопочку, переложить бусинки.

При проведении игровой аудиометрии конкретное действие, например, нажатие на яркую клавишу, которая зажигает экран с определенной картинкой, сопровождается звуковым сигналом. На этом принципе диагностики и основаны практически все современные методики определения порога звуковой чувствительности человеческого уха.

Одним из наиболее часто используемых методов является методика, разработанная Яном Лесаком. Он предложил пользоваться детским тональным аудиометром. Этот аппарат представлен в виде детского игрушечного домика. В комплект входят действующие мобильные элементы: человечки, животные, птицы, средства транспорта. Данный тест занимает от силы 10-15 минут, чтобы не сильно утомлять малыша.

Высокоточная аппаратура дает возможность достаточно быстро диагностировать достижение порога слуховосприятия. Сигнал фиксируется при сочетании соответствующих тонов и ассоциирующихся с ними смысловых значениях игровых элементов. Маленькому человечку двух – трех лет дают в ручки переключатель, выполненный в форме грибочка. Малышу объясняют, что если нажать на клавишу, он как супергерой может освободить из плена различных зверушек и человечков. Но делать это можно только после того, как они его об этом попросят. Услышав писк (звуковой сигнал, издаваемый телефоном аудиометра) малыш должен нажать на клавишу, замыкая контакт, зверушка выезжает – это сигнал аудиометристу, что ребенок услышал звук подаваемой тональности. Предусмотрен и такой вариант, что если звук не подается на устройство, а малыш нажимает клавишу – зверушка не освобождается. Заинтересовав малыша, и проделав несколько контрольных тестов, можно получить достаточно объективную картину заболевания с определением звуковой проходимости по ушному каналу и определения порога чувствительности.

Частота тестируемых тонов берется в диапазоне от 64 до 8192Гц. Данная методика более приемлема, в отличие от разработки Дикс-Холлпайка, так как тестирование проводится в светлой комнате, чтобы не напугать малыша.

Достаточно активно используется и методика А. П. Косачева, которая прекрасно адаптирована для определения слухового порога у деток двух – трех лет. Мобильность и компактность инструментария дает возможность проводить исследование в условиях стандартной районной поликлиники. Суть методики сродни предыдущей и основана на условнодвигательном ответе организма малыша на предложенные ему электроигрушки. При этом набор таких игрушек многокомплектный, что позволяет врачу – сурдологу подобрать именно тот комплект, который будет интересен конкретному малышу. Как правило, выработать у ребенка реакцию на конкретный предмет удается уже спустя 10-15 попыток. В итоге на все (ознакомление с малышом, выработку реакции и проведение непосредственно теста) уходит не как не меньше двух – трех дней.

Заслуживает внимания несколько разнящиеся, но основанные на аналогичной рефлекторике, методы А. Р. Кянгесенн, В. И. Лубовским и Л. В. Нейманом.

Все эти разработки дают возможность диагностировать дефект слуха у маленьких деток. Ведь они не требуют речевого контакта с тестируемым малышом. Вся трудность данной диагностики состоит, прежде всего, в том, что у малышей с нарушением слуха, зачастую, наблюдается и заторможенность развития речевого аппарата. Вследствие этого маленький пациент не всегда понимает, что от него хотят, игнорируя предварительные инструкции.

Вырабатывая у ребенка условнорефлекторную реакцию на звуковой раздражитель, специалист определяет не только порог восприимчивости ребенка, но и индивидуальную особенность усвоения условнодвигательного рефлекса, так называемую величину латентного периода. Устанавливается так же сила восприятия, продолжительность устойчивой памяти ребенка на звуковое раздражение и другие характеристики.

Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии

  • Для обследования используют аудиометр – прибор, издающий сигналы определенной громкости.
  • Ребенок слушает звуки с помощью воздушных или костных телефонов. Это позволяет измерить пороги слышимости звуков, как передающихся по воздуху, так и проведенных по кости.
  • Если юный пациент слышит сигнал, то выполняет выученное действие.
  • Врач отмечает силу звуков, которые вызвали реакцию, составляя таким образом аудиограмму.
  • Процедуру проводят поочередно для каждого уха.

В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки

Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.

Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АУДИОМЕТРИИ

Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.

Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.

Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.

В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость

В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.

Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.

Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.

Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.

Критерии определения инвалидности

Присвоение инвалидности производится комиссией МСЭ, на которую направляет врач. Основанием для этого является плохая пространственная ориентация, отсутствие возможности полноценного общения с окружающими, надобность получения помощи социального работника, нетрудоспособность, плохой контроль за собственным поведением. Важным показателем возможности получения льгот является полное или частичное отсутствие слуха.

После осмотра пациента, ему присваивается определенная степень ограничений, влияющих на качество жизни:

  • незначительное нарушение не отражается на жизнедеятельности больного;
  • первая степень свидетельствует об умеренных нарушениях качества жизни;
  • второй стадии характерны выраженные нарушения слуха;
  • третья степень несет за собой сложное нарушение.

При нарушениях с первой по третьей степени присваивают третью группу. Такие пациенты могут подобрать подходящую работу для инвалидов.

Глухота на одно ухо

Бывает, когда происходит потеря слуха на одно ухо. В этом случае получение инвалидности невозможно. Исключением является момент, при котором у второго уха также имеется нарушение получения информации. Если больной на одно ухо полностью оглох, при этом второе слышит благодаря слуховому аппарату, то он может получить третью группу инвалидности.

Когда второе ухо слышит без использования техники, пациенту не производится присвоение льгот. Так как он может жить без присвоения пенсии по инвалидности. К сведению, оформление инвалидности зависит от лечащего врача, после осмотра, выставления степени ограничения он направляет больного на комиссию.

Кабинет аудиометрии

Для получения объективных результатов тестирования, кроме современной аппаратуры, необходимо, чтобы кабинет аудиометрии соответствовал определенным акустическим требованиям. Ведь мониторинг проводимой процедуры показал, что общий наружный звуковой фон способен существенно влиять на конечный результат тестирования. Поэтому кабинет аудиометрии обязан быть хорошо изолирован от наружных акустических шумов и вибраций. Требуется защитить данное пространство и от магнитных и электрических волн.

Данное помещение должно отличаться определенной свободой, особенно это существенно для речевой аудиометрии, где необходимо свободное звуковое поле. Анализируя вышесказанное, можно констатировать, что выполнить данные требования в обычном помещении достаточно проблематично. Поэтому для проведения исследования преимущественно используются специальные акустические камеры.

Кабина для аудиометрии

Самые простые из них представляют сбой небольшую кабинку (сродни телефону-автомату) с хорошо изолированными стенками, в которой и сидит тестируемый. Аудиометрист располагается за пределами этого пространства, связываясь с испытуемым, при необходимости, посредствам микрофона. Такая кабина для аудиометрии позволяет приглушить наружный фон на 50 и более дБ на частотном диапазоне от 1000 до 3000Гц. Прежде чем ввести кабинку, стационарно установленную в помещении, в эксплуатацию, проводится контрольное тестирование человека, у которого заведомо нормальный слух. Ведь изолирована должна быть не только сама кабинка, но и общий фон помещения, в котором она находится, обязан быть низким, в противном случае доверять результатам таких исследований нельзя. Поэтому если порог звуковой чувствительности человека с нормальным слухом констатируется не выше чем на 3-5дБ от нормы, пользоваться такой кабинкой для аудиометрии можно.

Особенности разных видов исследования

Самый простой способ определения остроты слуха, не требующий каких-либо инструментов и оборудования, – это речевая аудиометрия. Врач-аудиолог использует только речь и шепот. Не всегда данный вид обследования помогает определить степень потери слуха, так как на восприятие пациентом слов во многом влияют его возраст и уровень развития.

Важно учитывать, что слова, объединенные в предложения, воспринимаются людьми любого возраста легче и быстрее, чем сказанные по отдельности. Речевая аудиометрия, проводимая несколькими специалистами с использованием разного словарного материала, может иметь различные данные

Учитывая это, для получения максимально верных результатов принято использовать определенный набор слов. Речевой вид исследования чаще всего используется для выявления остроты слуха при профилактических медицинских осмотрах или подборе слухового оборудования. Тональная аудиометрия предполагает изучение порога чувствительности при подаче разночастотных звуковых волн. Обычно определяется восприимчивость пациента к звукам в диапазоне 125-8000 Гц. Основная задача аудиолога – установить минимальную и максимальную границы диапазона, который слышит пациент. Выявляется порог, при котором звуки или слишком тихие, или очень громкие. В медицине он носит название порога дискомфорта.

Процедура проводится при помощи специального аппарата – аудиометра. Впервые их начали использоваться для определения слуха около 100 лет назад. Уже тогда тональная аудиометрия зарекомендовала себя как самый простой, надежный и недорогой метод диагностики заболеваний внутреннего уха.

В основе методики – определение пациентом чистого тона волн каждой частоты.  Если человек слышит сигнал, он должен нажать кнопку. Обычно обследование начинают с частоты в 1000 Гц, постепенно снижая уровень интенсивности звука с шагом 10 дБ до момента, когда ухо перестает что-либо слышать. При восходящей технике интенсивность звука повышается с шагом в 5 дБ до появления слухового восприятия. Каждый из порогов проверяется повторно.

Определенные акустические параметры, используемые при работе оборудования, позволяют исследовать костную проводимость улитки уха. В этом случае тональная аудиометрия осуществляется следующим образом: к голове пациента за ухом крепится небольшое приспособление, называемое костным вибратором, подающее вибрационные сигналы. Минуя слуховые проходы, они должны попадать прямо во внутреннее ухо человека. Метод исследования аналогичен вышеописанному: вибрация начинается с частоты в 1000 Гц, постепенно ее понижают или повышают.

Тональная пороговая аудиометрия может понадобиться для обследования маленького ребенка. В детском возрасте сложно понять, действительно ли малыш плохо слышит, и насколько это серьезно. Чтобы ребенку было проще, процедуру проводят в форме игры. Надевают наушники и дают в руки игрушки, чаще всего используют пирамидку. Задача ребенка такова: как только он слышит звук, сразу надевает колечко на пирамиду. Чтобы малыш чувствовал себя увереннее и не боялся, рядом может присутствовать кто-то из родителей.

В связи с использованием высокоточного оборудования компьютерная аудиометрия является наиболее объективным методом исследования остроты слуха. Во время проведения процедуры пациент должен находиться в состоянии сна. Именно поэтому данную методику можно успешно использовать при обследовании новорожденных и детей грудного возраста.

При проведении компьютерной аудиометрии к уху пациента крепится электрод, подающий разночастотные звуковые сигналы. Датчики, расположенные на голове, регистрируют реакцию мозга на каждый из сигналов и передают сведения в компьютерную систему. Та обрабатывает их и автоматически составляет аудиограмму.

Категории инвалидности

Инвалиды по слуху имеют разные критерии приобретения заболевания.К глухим относятся категории людей, потерявших слух в раннем детстве, когда не произошло становление речи. Сюда относятся глухонемые, не имеющие возможность самостоятельно понимать речь людей, овладеть разговором. Понимание других происходит при помощи считывания информации с губ, путем использования специализированной техники во время обучения на курсах, направленных на адаптацию инвалидов в социуме.

К тугоухим относятся люди с неполной потерей слуха. Исходя из степени, у слабослышащих сохраняется возможность самостоятельного овладения речью, которая нуждается в коррекции в ходе обучения. Исходя из тяжести выделяется 4 степени тугоухости. К позднооглохшим относятся больные, которые утратили возможность слышать после овладения речью. Этот вид отличается степенью проблемы и сохранностью речевой способности. Данная категория обладает возможностью зрительного общения.

Обычно все категории нарушенного слухового восприятия подразумевают присвоение инвалидности 3 группы. Критерием для ее установления считается тугоухость 4 степени обоих ушей. Когда диагностирована тугоухость 3 степени с нормальной компенсацией слуха аппаратами, то инвалидность не назначают.

На заметку! Если пациенту назначается инвалидность по тугоухости, то он получает документ, который подтверждает неполную компенсацию при помощи слухового аппарата.

Вторую категорию дают в случае внезапной утери возможности слышать двумя ушами, что приводит к утрате возможности работать. Присвоение инвалидности при тугоухости 2 группы производится на год, до тех пор, пока пациент не пройдет реабилитационный период. Далее обязательно присваивается 3 группа. Назначение инвалидности первой категории не предоставляют. Поскольку даже при полной глухоте сохраняется возможность нормальной социальной адаптации.

Разные типы чувствительности к звукам

Громкие звуки

Людям с нормальным слухом обычно неприятны слишком громкие звуки. Особенно большой дискомфорт вызывают звуки в диапазоне частот от 2000 до 5000 Гц. Это обусловлено двумя причинами.

Во-первых, воздействие громкого шума отрицательно влияет на нашу способность слышать. Фактически любой звук, громкость которого превышает 85 дБ, при длительном воздействии может стать причиной потери слуха. Поскольку громкие звуки повреждают нервы, мембраны и волосковые клетки уха, логично, что мы воспринимаем такие звуки как неприятный шум. Подобные звуки вызывают настолько сильный дискомфорт, что в этой ситуации люди обычно стремятся сменить обстановку или снизить громкость, таким образом защищая свой слух от воздействия громких звуков.

Во-вторых, исследования показали, что наш мозг по-другому реагирует на звуки с преобладанием высоких тонов, в особенности звуки в диапазоне частот от 2000 до 5000 Гц. Хотя природа этого явления полностью не ясна, визуализирующие исследования показали, что при воздействии звуков такого уровня активизируется конкретный участок головного мозга (миндалевидное тело). Поскольку миндалевидное тело отвечает за эмоциональные реакции, это может объяснять тот факт, что подобные звуки с преобладанием высоких тонов вызывают ощущение дискомфорта, страха или даже паники.

Гиперакузия

У людей с нормальным слухом повышенная чувствительность возникает при воздействии звуков громкостью свыше 85–95 дБ. В случае гиперакузии способность переносить шум снижена. Дискомфортный уровень громкости у людей с повышенной слуховой чувствительностью обычно значительно ниже среднего.

Феномен ускоренного нарастания громкости (ФУНГ)

Данный тип чувствительности к звукам обычно наблюдается у людей с диагностированной потерей слуха.Снижение способности слышать часто обусловлено повреждением нервов, мембран и волосковых клеток. Неспособность слышать звуки определенной высоты и частоты зависит от типа и степени повреждения.

Таким образом, люди с потерей слуха не воспринимают шум определенной высоты и частоты. Однако при увеличении громкости такого шума его высота или частота в какой-то момент меняется, и он становится слышимым. Такое внезапное воздействие шума вызывает существенный дискомфорт и объясняет тот факт, что люди с потерей слуха часто жалуются на повышенную чувствительность к звукам.

Использование слуховых аппаратов может помочь справиться с данным типом чувствительности к звукам. Благодаря слуховым аппаратам ваша способность слышать значительно улучшится, и резкий переход от неспособности расслышать что-либо к очень громкому шуму исчезнет.

Повышенная чувствительность к звукам

У некоторых людей наблюдается врожденная повышенная чувствительность к определенным звукам. Обычно повышенная чувствительность связана со звуками, частота которых превышает определенный предел, хотя степень такой чувствительности зависит от конкретного человека. В зависимости от степени повышенной чувствительности, даже повседневные звуки и фоновый шум могут вызывать крайне сильный дискомфорт.

У пациентов с аутизмом часто наблюдается повышенная чувствительность к звукам, хотя это явление может возникать и само по себе. Тем не менее, чувствительность к звукам можно снизить за счет комплексной терапии органа слуха, что обеспечивает восприятие звуков без развития негативной реакции.

Мизофония

У пациентов с мизофонией наблюдается выраженная непереносимость звуков. В отличие от других форм чувствительности к звукам, при мизофонии непереносимость не ограничивается громкими звуками или звуками с преобладанием высоких тонов. Фактически, у пациентов с мизофонией наиболее распространенными инициирующими факторами часто становятся тихие звуки.

Виды аудиометрии

Существует несколько разновидностей этого исследования:

  • Тональная
  • Речевая
  • Компьютерная
  • Пороговая
  • Объективная

Тональная аудиометрия заключается в том, что врач определяет порог слышимости пациента на отрезке от 125 до 8000 Гц, выясняя, с какой частоты человек начинает хорошо слышать. Частота меняется каждые тридцать секунд. Тональная аудиометрия подходит для обследования не только взрослых, но и маленьких пациентов. Исследования слуха детей могут проводить и в игровой форме.

Специалист получает в результате исследования минимальные и максимальные значения того, как слышит пациент, и на их основании ставит диагноз. Результат представляет собой аудиограмму. Аудиограмма представлена в виде цифр и диаграмм, точно указывающих отклонения от нормы. Такая процедура четко определяет возможности каждого уха.

Данный метод является самым легким, простым и на данный момент устаревшим, хотя его и используют при подборе пациенту слухового аппарата. Он основан на использовании шепота, обычной разговорной речи и стандартного набора слов. При этом методе анализа слуха специалист отходит от пациента на 6 метров и произносит слова на разных частотах. Пациент, в свою очередь, должен все слова повторить верно. Этот метод не является самым точным и объективным. При его проведении на достоверность результатов может оказать влияние не только то, как хорошо слышит пациент, но и его общий кругозор, и словарный запас.

Компьютерная аудиометрия в современной медицине является одним из самых достоверных и информативных методов определения слышимости

Пороговая аудиометрия проводится при помощи аудиометров, которых на рынке медицинского оборудования представлен широкий ассортимент. Они отличают друг от друга управлением и заложенными функциями. У всех приборов разных набор частот. Данный метод позволяет проводить исследование с применением чистых и узконаправленных тонов.

Данный метод дает большие возможности для диагностики различных заболеваний, является достаточно достоверным и удобным для применения и к взрослым пациентам, и к детям.

Данный метод основан на исследовании условных и безусловных рефлексов человека, которые срабатывают на звуковые раздражители. Объективная аудиометрия проводится в судебной медицине. А также отлично подходит для проверки слуха новорожденных и маленьких детей. Несомненным положительным моментом такого вида исследования является то, что ответная реакция организма на раздражитель фиксируется независимо от воли пациента.

Место аудиометрии в диагностике заболеваний

Аудиометрия может применяться совместно с другими диагностическими процедурами, имеющими место при заболеваниях уха и других органов, связанных с ним. Например, заболевания и расстройства вестибулярного аппарата, который также располагается в районе внутреннего уха, производится с помощью вестибулометрии, дополненной аудиометрией.

Глухота у человека может быть вызвана не только проблемами в ушах, но и проблемами в передаче сигнала в мозг по слуховому нерву. В настоящее время существует методика, основанная на регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). При этом выявляется большинство возможных мест, в которых существуют поражения слуховой системы.

Метод КСВП основан на регистрации электрических импульсов по всей длине слуховых путей от уха к тем районам мозга, в которых располагается слуховой центр. Датчики электрических сигналов при этом располагаются на коже пациента. Метод не требует никаких усилий от пациента, поскольку регистрация сигналов осуществляется автоматически при подаче звукового раздражения.

Совместное применение различных методик диагностики позволяет значительно облегчить процедуру постановки дифференциального диагноза. Подход к пациенту не с точки зрения болезней отдельных органов, а в комплексе, зачастую оказывается гораздо более эффективным, чем узкоспециализированное обследование и лечение.

Значительная часть наших знаний об окружающем мире и множество функций организма связано с хорошей слышимостью, поэтому расширения областей медицины, в которых будет задействована аудиометрия, является перспективным направлением.

При правильной организации процедуры аудиодиагностики, временные затраты на неё будут минимальны, но полученная в результате информация позволит более качественно оценивать состояние здоровья пациентов.

Расшифровка и норма аудиограммы

Аудиограмма – это график, которые отображает состояние слуха человека

Расшифровка аудиограммы доступна только специалистам. Этот процесс имеет множество тонкостей. Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо обратиться к врачу.

Аудиограмма выглядит как график, который может быть нескольких видов:

  • Восходящий. Такой график говорит о том, что слуховые нарушения вызваны проводимостью слуховых косточек и барабанной перепонки. В данном случае тугоухость может быть обратимой.
  • Нисходящий. Нисходящий график возникает при отклонениях слуха, вызванных нарушениями нервной проводимости. В данном случае повреждена улитка и ее клетки.
  • Горизонтальный. Как правило, горизонтальный, «плоский» график встречается у здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений.
  • Иной. График меняется в зависимости от патологии, которая вызвала то или иное отклонение. Нарушение функции слуха в данном случае может быть вызвано профессиональной травмой, другими повреждениями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Если график показывает диапазон от 0 до 25 дБ, то это считается нормой. У пациента нет проблем со слухом или каких-либо отклонений. График, который уходит за эти показатели, говорит о том, что присутствуют нарушения. Как правило, причиной является тугоухость определенной степени.

Для человека значимыми являются 4 частоты: 500, 1000, 2000 и 4000 Гц, именно на этих частотах и проверяется слух.

Если график приближается к 25, уже говорят о легком снижении слуха. Тяжелое снижение слуха – до 70 дБ. В этом случае человек может слышать только громкую речь и недалеко от уха. Для детей показатели те же, однако в детском возрасте тугоухость сильно сказывается на развитии ребенка, так как он плохо воспринимает речь, соответственно речь самого ребенка также формируется плохо.

Если после обследования возникают вопросы, можно провести другие анализы. Аудиометрия не единственный способ проверить слух. На основании данных, полученных при аудиометрии, врач может определить не только степень тугоухости, но и ее причины. Однако для их уточнения необходимо пройти дальнейшую диагностику. Только после этого назначается лечение или подбирается слуховой аппарат.

Причины и опасность отклонения показателей

По результатам обследования врач назначает дальнейшее лечение

К отклонениям в аудиограмме в первую очередь приводит тугоухость. Различают 4 степени тугоухости:

  • 1 степень. Это диапазон от 25 до 40 дБ. Человек хорошо различает громкие звуки, речь, шепот с близкого расстояния. Трудности возникают только в восприятии речи в шумной обстановке.
  • 2 степень. При второй степени тугоухости диапазон от 40 до 55 дБ. Человек хорошо различает громкие звуки, воспринимает речь, но у него возникают проблемы с различением шепота, тихих звуков или речи в шумной обстановке, когда есть отвлекающие факторы.
  • 3 степень. При третьей степени отклонение до 70 дБ. Человек с третьей степенью тугоухости испытывает серьезные проблемы с различением речи. Он может понимать громкую и четкую речь, но при шуме разобрать ее не сможет. Шепот также остается вне диапазона.
  • 4 степень. В данном случае график находится в диапазоне от 70 до 90 дБ. Очень громкие звуки человек различить может, но общение с людьми возможно только на языке глухонемых или при использовании мощного слухового аппарата.

Если график находится за пределами 90 дБ, говорят о полной глухоте, когда человек вообще не различает звуки и общается только жестами.

Тугоухость может быть врожденной и приобретенной, первичной или вторичной.

То есть в некоторых случаях необходимо найти первопричину, приведшую к тугоухости. Это может быть травма, заболевание, инфекция и т.д. С помощью аудиометрии можно определить не только степень, но и разновидность тугоухости.

Больше информации о аудиометрии можно узнать из видео:

Выделяют кондуктивную, нейросенсорную и смешанную тугоухость.

  • Кондуктивная тугоухость связана с нарушением попадания звуков к внутреннему уху.
  • При нейросенсорной чаще причиной является поражение слухового центра головного мозга. Причинами могут служить возраст, инфекционные заболевания типа свинки или менингита, краснуха во время беременности.
  • Смешанная тугоухость объединяет эти две разновидности.

Опасность подобных отклонений заключается в том, что изменения слуха могут быть необратимыми и приводить к абсолютной глухоте. У ребенка подобные отклонения приводят к отставанию в развитии, как речевом, так и умственном.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий