Методы исследования органа слуха и слуховой трубы

Кохлеарная имплантация

Операция кохлеарной имплантации — установка в улитку внутреннего уха электрода, производящего электростимуляцию слухового нерва, проводят пациентам с двусторонней сенсоневральной глухотой

При врожденной глухоте критически важно провести эту операцию и начать слухоречевую реабилитацию как можно раньше — в этом случае потенциальный эффект будет максимальным. Аудиологическим показанием к проведению кохлеарной имплантации является состояние порогов звуковосприятия, соответствующее тяжелому нарушению слуха и глухоте.

Для диагностики слуха проводят расширенное аудиологическое исследование, на основании которого определяют вид и степень тугоухости; пациентам с выявленной сенсоневральной глухотой проводят слухопротезирование — установку слуховых аппаратов. Через 6 месяцев после слухопротезирования, на основании сурдопедагогического тестирования делают вывод о целесообразности кохлеарной имплантации.

Преимущества клиники НИИ педиатрии ЦКБ РАН

  • Передовое диагностическое и лабораторное оборудование для быстрой и точной диагностики различных заболеваний у детей.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных особенностей, личных предпочтений и пожеланий родителей.
  • Понятные и точные ответы на все вопросы, связанные со здоровьем ребенка.

Ведение пациентов после кохлеарной имплантации

Слухоречевая реабилитация после кохлеарной имплантации — длительный процесс, результат которого зависит от постоянства занятий с сурдопедагогом по развитию слухоречевых навыков. Сурдологическая поддержка заключается в регулярных настройках процессора системы кохлеарной имплантации. Специалистами Института разработаны авторские методики настройки процессора на основе регистрации ответов слухового анализатора, что позволяет максимально эффективно проводить реабилитацию маленьким детям.

Практические советы родителям

Может у моего ребенка быть потеря слуха? Ваш ребенок, возможно, страдает потерей слуха, если он или она:

  • Не реагирует на звуки
  • Недавно перенес серьезное заболевание, например, менингит
  • У него/нее наблюдается задержка или нарушение речевого/языкового развития, не соответствующие возрастным нормам
  • Не понимает, что вы ему говорите или часто просит повторить сказанное
  • Неправильно реагирует на вопросы или поручения
  • Прибавляет громкость при просмотре телевизора или плохо слышит, что ему говорят по телефону
  • Плохо учится в школе или имеет проблемы с поведением
  • У него/нее часто наблюдаются выделения из ушей или образуются серные пробки
  • Часто жалуется на боль или заложенность в ухе.

Когда нужно обследовать ребенка?

  • Чем раньше, тем лучше!
  • У младенцев, у которых потеря слуха диагностирована через три месяца после рождения, а реабилитация начата через шесть месяцев, возможно развитие речи и языка, такое же, как у детей с нормальным слухом.
  • Даже если ваш ребенок старше, любая задержка может негативно повлиять на его речевое развитие и способность к обучению.

Ребенок плохо слышит. Как ему помочь?

Выполняйте следующие правила при разговоре с ребенком:

  • смотрите ему в лицо
  • разговаривайте в хорошо освещённом месте, чтобы ребёнок мог видеть ваши губы и выражение лица
  • фоновый шум должен быть низким – или перейдите в более тихое место говорите четко и медленно
  • не кричите!

Не скрывайте проблемы со слухом у вашего ребенка

  • Сообщите учителям ребенка о проблеме потери слуха и попросите их усадить ребенка за первым столом в классе. Попросите учителей смотреть ребенку в лицо во время разговора
  • Расскажите друзьям и членам семьи о потребностях ребенка и объясните им правила эффективного общения
  • Вовлекайте ребенка во все семейные и общественные мероприятия.

Обслуживайте слуховой аппарат или кохлеарный имплант вашего ребенка, в том числе:

  • регулярно меняйте батарейки
  • следите за техническим состоянием устройства
  • ночью храните устройство в коробке для сушки.

Следуйте рекомендациям вашего сурдолога

  • Проходите плановую диагностику слуха в соответствии с рекомендациями
  • Регулярно проводите у сурдолога настройку слухового аппарата или процессора кохлеарного импланта.

ПОМНИТЕ

Каждый 20-й человек страдает потерей слуха. Нечего стыдиться. Не скрывайте проблемы со слухом у вашего ребенка!

Показанием к проведению аудиометрии является:

  • Состояние острой или хронической глухоты.
  • Отит – воспаление среднего уха.
  • Проверка результата терапии.
  • Подбор слухового аппарата.

Аудиометрия заключается в том, чтобы определить порог звукового восприятия.

Аудиометрию проводят при помощи специального прибора — аудиометра. Аудиометр — это электронный прибор для определения порога слышимости на различных звуковых частотах.

Аудиометр применяется для:

  • Проведения тональной пороговой аудиометрии.
  • Дифференциации поражений слуха.
  • Проверки речевого восприятия (речевая аудиометрия).
  • Объективных исследований слуха.

Основным критерием слуховой нормы принято считать восприятие ухом исследуемого лица шепота, источник которого отстоит на расстоянии в шесть метров. Если в процессе тестирования используется аудиометр, то результат проверки отражается на специальной аудиограмме, которая и дает возможность специалисту получить представление об уровне чувствительности слуховосприятия и о месте нахождения поражения.

В зависимости от типа используемого звукового материала и техники проведения, аудиометрия может быть тональной, речевой, пороговой, надпороговой, игровой и т.д. Обычно под словом аудиометрия понимается тональная пороговая аудиометрия.

Наиболее распространенной и чаще всего используемой для подбора и настройки слуховых аппаратов является тональная аудиометрия.

Тональная пороговая аудиометрия.

В ходе тональной пороговой аудиометрии изучается восприятие пациентом тонов разной высоты. Исследуется так называемая воздушная и костная проводимость. В специальной звукозаглушенной камере, на частотах от 125 до 8000 Гц, определяется минимальная интенсивность звука, которая вызывает слуховое ощущение. Интенсивность звука постепенно увеличивают (каждый раз на 5 децибелов). Если пациент воспринимает тон заданной высоты, то он нажимает на кнопку или делает знак головой. На основе результатов исследования составляется аудиограмма — кривая, представляющая собой попытки определения абсолютного слухового порога при различных частотах. Если слух нарушен, в этом случае кривая отклоняется от кривой нормального слуха (допустимая нижняя граница составляет 15 Дб). Анализ отклонений позволяет врачу поставить диагноз: кривая воздушной проводимости предоставляет сведения о поражениях среднего уха, а кривая костной проводимости показывает функцию внутреннего уха.

В случае потери слуха определить сразу, какая именно система поражена, затруднительно. Для дифференциальной диагностики важны т.н. надпороговые тесты. Применение этих тестов (например, теста Фоулера, Лангенбека или шумового теста) позволяет определить, сопровождается ли потеря слуха поражением «волосатых клеток» ушного лабиринта, а также слухового или преддверно-улиткового нерва.

В первую очередь, аудиограмма позволяет определить степень тугоухости. Согласно международной классификации степень тугоухости определяется по следующей схеме:

• 26-40 дБ— I степень

• 41-55 дБ— II степень

• 56-70 дБ— III степень

• 71-90 дБ— IV степень

• 90 — глухота

Для определения берется средняя величина порогов по воздуху на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц.

  • При первой степени человек обычно хорошо слышит разговорную речь и испытывает проблемы лишь с тихой речью или при общении в шумной обстановке.
  • При второй степени разговорная речь слышна с расстояния не более 2-4 метров, шепот — не далее 1-2 метров. В быту человек с таким нарушением слуха часто переспрашивает.
  • Если у человека третья степень тугоухости, он может ясно расслышать слова разговорной речи только с расстояния не более 1-2 метров, шепотная речь практически не воспринимается. Собеседнику даже вблизи приходится говорить громче, чем обычно.
  • Человеку с четвертой степенью слышны только громкие звуки, общение без использования языка жестов или слухового аппарата затруднено.
  • При глухоте общение без специальных средств практически невозможно.

По аудиограмме определяется требуемая мощность слухового аппарата. Слуховой аппарат должен иметь диапазон настройки с запасом компенсирующий снижение слуха данного пациента.

Услуга

Стоимость, руб

 

Аудиологическое исследование: тональная пороговая аудиометрия

800

Аудиологическое исследование: акустическая импедансометрия, тимпанометрия. Исследование акустических рефлексов

800

Подробнее об аудиометрии

В рамках клинической оториноларингологии применяют субъективные и объективные методики аудиометрической диагностики при тугоухости. К субъективным относят пороговую тональную аудиометрию и определение степени слуховой чувствительности к ультразвуку. Помимо этого, выделяют надпороговый тест, речевую, шумовую характеристику, проведение исследования помехоустойчивости системы пространственного слуха наряду с определением спектра субъективных ушных шумов.

Что это такое – аудиометрия, как проводится данное исследование, известно далеко не всем. Ее могут проводить в расширенном диапазоне частот, с определением нижних границ воспринимаемых звуковых частот, в том числе. В рамках надпорогового анализа исследуют:

  • Дифференциальные пороги восприятия силы.
  • Исследование звуковой частоты.
  • Период обратной адаптации наряду с уровнем дискомфортной громкости.
  • Анализ динамического диапазона слухового поля.

Стоит отметить, что одной из задач тональной аудиометрии надпороговой формы служит определение феномена ускоренных нарастаний громкости, характерных для поражения рецепторной клетки кортиева органа. К объективным методикам аудиологической диагностики при наличии тугоухости относят импедансную систему и исследование по вызванным слуховым потенциалам с отоакустической эмиссией.

Тональная аудиометрия пороговой формы выступает самым распространенным приемом звуковой диагностики. Любые аудиологические исследования начинают именно с нее, поэтому каждый специалист-отоларинголог должен в обязательном порядке знать ее методологию и уметь оценивать полученный результат.

Такое исследование осуществляется посредством аудиометров, отличающихся один от другого по своим функциональным возможностям, а вместе с тем и по управлению. В них предусматривается набор различных частот. Звуковыми стимулами слуховой системы служат чистые тоны с шумами (узкополосным и широкополосным), которые формируются посредством генератора. Аудиометры оснащают оголовьем с парой воздушных телефонов, костных вибраторов, кнопкой больного, микрофоном. Они обладают низкочастотным входом для подключения магнитофона либо же проигрывателя компакт-дисков для осуществления исследования.

Идеальным условием для проведения аудиометрии служит звукозаглушенное помещение (речь идет о сурдокамере), с фоном шума до 30 дБ. На сегодняшний день выпускают много портативных сурдокамер. На практике можно выполнять исследование и в обычной комнате, не подверженной действию внешних шумов (ходьбы, разговоров в коридорах, транспорта на улице и прочее).

Порогом восприятия тона является минимальное звуковое давление, на фоне которого возникает слуховое ощущение. Исследование начинается с того уха, которое лучше слышит. А в случае отсутствия асимметрии слуха, все делается с правого уха.

Среди здоровых людей период реакции на акустический сигнал составляет 0,1 секунду, а у пожилых и тугоухих пациентов такое время увеличивается. Обследуемому пациенту проводится короткий инструктаж. В ходе аудиометрии исследователем постоянно поддерживается связь по микрофону с пациентом, чтобы удостовериться в правильном выполнении анализа.

Последовательность процедуры, при которой можно проверить слух, такова:

  1. Сначала измеряют чувствительность тона, а далее более высокие частоты.
  2. Заканчивают исследование измерением порогов низкочастотного тона. Сигналы подают, как правило, от 0 дБ до надпороговой громкости. Делается это для того, чтобы пациент смог оценить характер предъявляемого сигнала.
  3. Далее громкость звука уменьшается сразу до неслышимого уровня, после чего определяется порог на уровне слабо слышимых тонов, которые подтверждаются трижды ступенями в 5 дБ посредством кнопки прерывателя.

Значение каждого звукового порога наносят на аудиограмму.

Расшифровка и норма аудиограммы

Аудиограмма – это график, которые отображает состояние слуха человека

Расшифровка аудиограммы доступна только специалистам. Этот процесс имеет множество тонкостей. Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо обратиться к врачу.

Аудиограмма выглядит как график, который может быть нескольких видов:

  • Восходящий. Такой график говорит о том, что слуховые нарушения вызваны проводимостью слуховых косточек и барабанной перепонки. В данном случае тугоухость может быть обратимой.
  • Нисходящий. Нисходящий график возникает при отклонениях слуха, вызванных нарушениями нервной проводимости. В данном случае повреждена улитка и ее клетки.
  • Горизонтальный. Как правило, горизонтальный, «плоский» график встречается у здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений.
  • Иной. График меняется в зависимости от патологии, которая вызвала то или иное отклонение. Нарушение функции слуха в данном случае может быть вызвано профессиональной травмой, другими повреждениями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Если график показывает диапазон от 0 до 25 дБ, то это считается нормой. У пациента нет проблем со слухом или каких-либо отклонений. График, который уходит за эти показатели, говорит о том, что присутствуют нарушения. Как правило, причиной является тугоухость определенной степени.

Для человека значимыми являются 4 частоты: 500, 1000, 2000 и 4000 Гц, именно на этих частотах и проверяется слух.

Если график приближается к 25, уже говорят о легком снижении слуха. Тяжелое снижение слуха – до 70 дБ. В этом случае человек может слышать только громкую речь и недалеко от уха. Для детей показатели те же, однако в детском возрасте тугоухость сильно сказывается на развитии ребенка, так как он плохо воспринимает речь, соответственно речь самого ребенка также формируется плохо.

Если после обследования возникают вопросы, можно провести другие анализы. Аудиометрия не единственный способ проверить слух. На основании данных, полученных при аудиометрии, врач может определить не только степень тугоухости, но и ее причины. Однако для их уточнения необходимо пройти дальнейшую диагностику. Только после этого назначается лечение или подбирается слуховой аппарат.

Причины и опасность отклонения показателей

По результатам обследования врач назначает дальнейшее лечение

К отклонениям в аудиограмме в первую очередь приводит тугоухость. Различают 4 степени тугоухости:

  • 1 степень. Это диапазон от 25 до 40 дБ. Человек хорошо различает громкие звуки, речь, шепот с близкого расстояния. Трудности возникают только в восприятии речи в шумной обстановке.
  • 2 степень. При второй степени тугоухости диапазон от 40 до 55 дБ. Человек хорошо различает громкие звуки, воспринимает речь, но у него возникают проблемы с различением шепота, тихих звуков или речи в шумной обстановке, когда есть отвлекающие факторы.
  • 3 степень. При третьей степени отклонение до 70 дБ. Человек с третьей степенью тугоухости испытывает серьезные проблемы с различением речи. Он может понимать громкую и четкую речь, но при шуме разобрать ее не сможет. Шепот также остается вне диапазона.
  • 4 степень. В данном случае график находится в диапазоне от 70 до 90 дБ. Очень громкие звуки человек различить может, но общение с людьми возможно только на языке глухонемых или при использовании мощного слухового аппарата.

Если график находится за пределами 90 дБ, говорят о полной глухоте, когда человек вообще не различает звуки и общается только жестами.

Тугоухость может быть врожденной и приобретенной, первичной или вторичной.

То есть в некоторых случаях необходимо найти первопричину, приведшую к тугоухости. Это может быть травма, заболевание, инфекция и т.д. С помощью аудиометрии можно определить не только степень, но и разновидность тугоухости.

Больше информации о аудиометрии можно узнать из видео:

Выделяют кондуктивную, нейросенсорную и смешанную тугоухость.

  • Кондуктивная тугоухость связана с нарушением попадания звуков к внутреннему уху.
  • При нейросенсорной чаще причиной является поражение слухового центра головного мозга. Причинами могут служить возраст, инфекционные заболевания типа свинки или менингита, краснуха во время беременности.
  • Смешанная тугоухость объединяет эти две разновидности.

Опасность подобных отклонений заключается в том, что изменения слуха могут быть необратимыми и приводить к абсолютной глухоте. У ребенка подобные отклонения приводят к отставанию в развитии, как речевом, так и умственном.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Тональные тесты

Цель – проверка слуха на чувствительность к звуковым волнам различной частоты.

Исследование проводится в частотном диапазоне от 125 до 8000 Гц, а основная задача специалиста заключается в том, чтобы определить тот минимальный уровень, который слышит обследуемый. Кроме этого, во время проведения теста есть возможность выявить максимальный уровень, так называемый порог дискомфорта, который считается предельным для конкретного человека.

Проводится исследование с помощью аудиометра. Через наушники пациент получает определенные звуковые сигналы и, если он их слышит, нажимает на специальную кнопку. Обычно с помощью этого способа проверяют слух у взрослых, однако его можно использовать и в случае диагностики детей, в игровой форме. Итогом тональной аудиометрии становится аудиограмма, которая с большой степенью точности показывает, на каких частотах слух клиента отличается от нормы.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АУДИОМЕТРИИ

Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.

Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.

Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.

В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость

В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.

Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.

Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.

Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.

Аудиограмма – это график состояния Вашего слуха, полученный в результате аудиометрического обследования. Научное название – пороговая тональная аудиометрия

Тональная пороговая аудиограмма – графическое изображение порогов (уровней) слышимости тонов в децибелах в функции частоты стимулирующего тона, полученных с помощью диагностического прибора – аудиометра.

Порог слышимости – это минимальный уровень звукового давления тона, который вызывает слуховое ощущение; измеряется в децибелах порогов слышимости (дБ ПС) относительно стандартизованного порога слышимости нормально слышащих молодых взрослых. С помощью головных воздушных телефонов, размещенных на ушной раковине, измеряют пороги слышимости воздушно-проведенных тонов. С помощью костного телефона, расположенного за ушной раковиной на кости сосцевидного отростка, измеряют пороги слышимости костно-проведенных тонов. Пороги слышимости воздушно- и костно-проведенных тонов измеряется условно-рефлекторной аудиометрией (детям от 7-8 месяцев до 3-х лет), игровой аудиометрии (детям в возрасте от 3 до 7 лет) и субъективной аудиометрии (детям старшего возраста и взрослым).

Бланк тональной аудиограммы показан на рисунке 1. На горизонтальной оси аудиограммы отмечены частоты, соответствующие частотам аудиометра в диапазоне от 125 до 8000 Гц. Тоны в диапазоне 125 -1000 Гц принято считать низкими частотами, в диапазоне 2000 – 8000 Гц – высокими. На вертикальной оси аудиограммы отмечены уровни звукового давления тонов в дБ ПС.

Рисунок 1. Аудиометрия. Бланк тональной пороговой аудиограммы с отмеченными по горизонтали степенями снижения слуха. Светло-серая зона соответствует диапазону звуков разговорной речи.

Диапазон звуков разговорной речи, размещенный на бланке аудиограммы отражает уровни звукового давления и частотные компоненты звуков речи – фонем. Сопоставление тональной пороговой аудиограммы с диапазоном звуков разговорной речи демонстрирует степень нарушения восприятия речевых звуков в зависимости от степени снижения слуха и конфигурации пороговой тональной аудиограммы.

Тональная пороговая аудиограмма позволяет графически представить степень снижения слуха, соотношение порогов слышимости и диапазона звуков разговорной речи, конфигурацию аудиограммы, тип тугоухости.

При слухопротезировании результаты пороговой тональной аудиометрии имеют ключевое значение для грамотного выбора типа и модели слуховых аппаратов, эффективной настройке их электроакустических параметров.

Пороги слышимости в норме не превышают 15 дБ ПС (рисунок 2).

Рисунок 2. Пороги слышимости воздушно-проведенных звуков в норме.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий