Рекомендации для упражнений детской лфк

ЛФК и легочные болезни

Физическая нагрузка при бронхолегочных недугах у деток должна быть умеренной с постепенно нарастающей интенсивностью. Лучше всего приступать к выполнению упражнений после консультации врача и получения его одобрения. Занятия ЛФК должны носить комплексный характер и включать в себя:

  • Дыхательные упражнения.
  • Статические упражнения.
  • Динамическую нагрузку.
  • Общеукрепляющие упражнения.

В частности, деткам раннего возраста нравится заниматься в игровой форме. Обычно врачи советуют начинать нагрузки с несложных дыхательных упражнений, к примеру, можно попросить малыша:

  • Дуть в трубочку или свисток.
  • Надувать воздушные шарики (разной степени плотности).
  • Выдувать мыльные пузыри.
  • Дуть на кораблик, который плавает в миске.

После дыхательных упражнений следует завершить занятие серией массирующих хлопков по грудной клетке – спереди, а также сзади.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Что нужно учитывать?

Гимнастика для малыша не должна быть обременительной, а физическая нагрузка непомерной. А потому, планируя комплекс упражнений, обязательно нужно учитывать особенности характера, состояние здоровья вашего малыша, степень его готовности к освоению того или иного двигательного навыка.

В 7 месяцев, если сынок или дочка еще не сидит, можно добавить упражнения для укрепления спины, живота, рук и шеи. Если ребенок уверено стоит на четвереньках, можно добавить ему упражнения, которые будут стимулировать ползание.

В 10 месяцев можно переходить к упражнениям на укрепление ножек, ведь скоро малышу предстоит сделать свои первые шаги, а отдельные детки уже пытаются их делать. Обязательно учитывайте уже имеющиеся навыки карапуза, чтобы строить на их основе новый комплекс занятий.

Понятно, что упражнения типа «Велосипед» и «Лягушка», которые приводили вашего ребенка в восторг в 3-4 месяца, сейчас вряд ли будут восприниматься им с удовольствием, поскольку спокойно лежать во втором полугодии в период бодрствования согласится далеко не каждый малыш.

Большинство деток в 8-9 месяцев хорошо знакомы со своим телом, знают, где находятся ручки, где — ножки, прекрасно понимают простые знакомые фразы, а потому гимнастику для ребенка нужно делать максимально понятной и простой.

Упражнения для ползания, сидения, стояния, ходьбы должны сопровождаться веселыми и добродушными комментариями мамы, это даст ребенку ощущение игры, заинтересует его, он с удовольствием будет проделывать забавные и полезные приемы.

Если у карапуза есть патологии опорно-двигательной системы, неврологические заболевания, другие врожденные или приобретенные недуги, важно добавлять новые упражнения с разрешения специалиста ЛФК или лечащего врача, поскольку таким деткам нужна совершенно определенная нагрузка на конкретные группы мышц в зависимости от диагноза

Упражнения для мышц голеней, стоп (предупреж­дение плоскостопия).

Ребенок сидя на стульчике и опираясь на его спинку, руками — в сиденье, катает мяч ногами впе­ред и назад (рис. 53).

Исходное положение тоже — покатать ногами палку (рис. 54).

Сидя на стуль­чике, собрать ногами веревку.

Сидя на стуль­чике, поднять мешочек или мяч ногами (внут­ренней стороной) (рис. 55). Мячи разных раз­меров.

Сидя на стуль­чике, покатать ногами булаву.

Из положения стоя (воспитательница держит ребенка под мышки) покатать нога­ми мяч.

Описание упражне­ний с отдельными пред­метами. В занятиях гимнастикой должны использоваться различ­ные предметы, которые следует ежедневно ме­нять (чередовать).

В первые дни заня­тий упражнения повто­ряются 2 раза, затем их число увеличивает­ся и достигает 5 у детей до 2 лет и 8 — до 3 лет. Сле­дует учитывать, что возраст при выполнении тех или иных упражнений имеет до некоторой степени относи­тельное значение. Одно и то же упражнение разные дети могут осваивать или несколько раньше, или позд­нее. Так, упражнения, выполняемые в 1 год 6 мес., неко­торыми детьми могут быть освоены в 2 года и позже.

Гимнастический инвентарь (скамейка, ящик, мяч, обручи, палки, веревки, булавы, мешочек — на рис. 56) дает возможность интересно и эмоционально про­водить занятия гимнастикой в домашних условиях и в условиях коллектива.

При применении предметов дети быстрее и лучше приобщаются к занятиям, и их творческие способно­сти развиваются интенсивнее.

Занятия с детьми от 1,5 до 3 лет проводятся малым групповым методом (по 4-5 человек в группе). Дети объединяются по принципу их умений. Упражнения повторяются по 3-4 раза и больше в зависимости от состояния здоровья и индивидуаль­ных способностей каждого ребенка. Некоторые уп­ражнения повторяются чаще (упражнения для мышц спины, живота), особенно при вялой и нарушенной осанке.

Физкультура — обычная и лечебная

Физкультура в целом — понятие довольно широкое. Ее цель — улучшение физического развития, укрепление иммунитета малыша или подростка. Речь идет не о профессиональном спорте и не о покорении олимпийских высот. Просто каждому карапузу вне зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, нужна физическая нагрузка. Естественно, малышам и подросткам она нужна в разном объеме.

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей показана при наличии определенных проблем со здоровьем. Она представляет собой особый комплекс упражнений, которые приводят в тонус или расслабляют совершенно конкретные группы мышц, суставы, части тела. ЛФК для детей назначается не только для лечения существующих проблем и недугов, но и для профилактики болезни, если к ней у ребенка, по мнению врачей, есть предрасположенность.

Комплекс ЛФК составлен из упражнений спортивно-прикладных, гимнастических и игровых. В медицине существует несколько десятков разнообразных рекомендованных комплексов, которые назначают для реабилитации детей-инвалидов, для восстановления после травм, для реабилитации после операций.

Лечебная гимнастика подразумевает наличие отдельных программ занятий для малышей и подростков с недугами органов дыхания, для деток с нарушением двигательных функций, для малышей с болезнями почек и других органов, а также для детей с неврологическими нарушениями.

В каждой из этих групп учитывают не только установленный диагноз, но и возраст, степени и тяжесть недуга, сопутствующие заболевания. Только с учетом всего вышеперечисленного врач может назначить конкретные упражнения для ребенка. Имеет важнейшее значение и физкультурная группа ребенка или группа по ЛФК, о них мы расскажем ниже.

Чаще всего занятия ЛФК входят в комплексное лечение — они сочетаются с посещением физиотерапевтического кабинета, массажем, плаванием в бассейне, дыхательной гимнастикой, вспомогательными и альтернативными методами лечения, а также с приемом медикаментов по назначенной доктором схеме.

Эффективный комплекс

Поскольку начинать следует с массажа, вкратце расскажем о технике его проведения. Родители должны знать, что любой массаж ребенку с дисплазией проводят только поглаживающими и легкими растирающими движениями. Никакого глубокого разминания мышц происходить не должно.

Если по рекомендации доктора-ортопеда ребенку установили специальные ортопедические конструкции – «распорки», снимать их, чтобы провести массаж, не нужно

Главное – все делать нежно и очень осторожно

Положите ребенка на живот на твердую поверхность, чтобы его тело не «проваливалось», начните с растирания и поглаживания стоп. Легко разводите их в стороны, перейдите к голени и задней части бедра. После того как вы проведете массаж ног, переходите к ягодицам, спине.

Обратите внимание на зону крестца, она нуждается в более продолжительном массировании без давления и сильных нажимов. После этого можно перейти к массированию непосредственно тазобедренного сустава

Положите ребенка на спинку, осторожно погладьте область суставов открытой ладонью круговыми и дугообразными движениями. Когда кожа станет теплой, можете приступать к выполнению гимнастического комплекса

Мы приведем самые распространенные упражнения, которые назначают детям при дисплазии. Учтите, что вашему ребенку могут понадобиться персональные упражнения, о которых вас обязательно поставит в известность лечащий врач.

«Царевна-лягушка». Это упражнение помогает расширить амплитуду движений тазобедренных суставов. Расположите малютку на животе. Возьмите малыша за стопы и слегка надавите на них, чтобы ноги, будучи разведенными, согнулись в коленях. Поза малыша при этом действительно будет напоминать позу лягушки. Подержите несколько секунд и отведите ножки в исходное положение. Проделайте так 7 раз. Если движения сустава сильно ограничены, не пытайтесь добиться от ребенка невозможного – подводите ножки только до тех пор, пока движение осуществляется свободно. Следите, чтобы ребенку не было больно.

  • «Солнышко». Расположите карапуза на спине, выпрямите его ножки и в прямом положении аккуратно разведите их в стороны. Следите, чтобы малыш не сгибал их в коленях. Не стоит разводить конечности слишком широко, не пытайтесь «посадить» кроху на шпагат. Достаточно, если удастся отвести ножки от центральной оси под углом 45 градусов.
  • «Веселый лягушонок». Положите малыша на спину, согните его ножки в коленях и тазобедренных суставах, подведите ноги к животику и начинайте разводить их в стороны в согнутом состоянии. Если движения ограничены, не переусердствуйте, чтобы не травмировать суставы. Повторите упражнение 7-8 раз.

  • «Ладушки наоборот». Очень простое и весело упражнение, которое обычно очень нравится малышам. Поиграйте в ладушки, но не ладошками, а стопами в положении лежа на спине. Проделайте это под соответствующий стишок не менее 15-20 раз.
  • «Бабочка». Положите малыша на спину. Согните ножки в коленях и «похлопайте» ими, как крыльями бабочки, чтобы согнутые колени синхронно встречались и разводились. В 2.5-4 месяца вполне можно начать заниматься с ребенком на фитболе, если лечащий врач не возражает против добавления элементов .

Правила выполнения упражнений

Все виды ЛФК при любых заболеваниях должны выполняться при соблюдении некоторых правил, такой подход поможет добиться более быстрых результатов и обезопасит пациента от осложнений.

Правила, которые нужно соблюдать при выполнении ЛФК:

  • перед выполнением упражнений нужно обязательно проконсультироваться у врача;
  • нельзя выполнять упражнения при серьезных патологиях самостоятельно, без медицинского надзора;
  • нагрузка должна подаваться постепенно, нельзя утомлять малыша;
  • избегать болезненных ощущений при ЛФК;
  • сразу после еды нельзя заниматься;
  • заниматься в проветриваемом помещении, но без сквозняка.

При занятиях с младенцами, до начала выполнения упражнений, малыша нужно нежно поглаживать, чтобы он привык к рукам. Старшие дети должны выполнять гимнастику на дыхание, прежде чем перейти к комплексу физических занятий.

Эффективность лечебной гимнастики и восстановления малыша в условиях тяжелых патологий зависит от совокупной работы медиков, родителей, самого ребенка, массажистов и психологов. Родители не должны перекладывать всю ответственность на специалистов, многое зависит от них.

В первую очередь, родитель должен донести до своего маленького чада информацию о правильной осанке, для чего она нужна, как правильно сидеть за столом и т. д.

Нельзя ругать детей и обижать их словами, если есть какое-то искривление или нарушение в осанке.

Дома необходимо организовать быт так, чтобы он способствовал восстановлению:

  • мебель и предметы быта должны соответствовать росту малыша;
  • когда ребенок сидит на стуле, он должен упираться в пол ступнями;
  • занятия должны проводиться строго по расписанию, желательно с утра;
  • режим дня должен быть четким, с соблюдением времени работы и отдыха, ЛФК тоже должна быть вписана в режим дня;
  • матрас у ребенка должен быть твердым, чтобы спина не прогибалась во время сна;
  • создать благоприятную атмосферу, избегать ругательств и повышения тона на малыша, нелицеприятной критики в его адрес.

Занятия с детьми дошкольного возраста должны принимать облик игры, чтобы малыш не терял интереса и концентрации. Выполнять комплекс ЛФК лучше под присмотром инструктора, в домашних условиях можно совершать отдельные элементы гимнастики. Длительность курса и количество повторов каждого упражнения также должен определять специалист, так как у всех детей разная выносливость и индивидуальная реакция организма.

В детском возрасте формируется весь организм и его костяк, важно внимательно следить за ростом ребенка и замечать малейшие недостатки, которые легко можно исправить. Взрослому человеку тяжело справляться с нарушениями позвоночника или опорно-двигательной системы, иногда невозможно излечить заболевание до конца

Лечебная физкультура для детей является неотъемлемой частью развития и укрепления здоровья при наличии любых проблем развития. Занятия лечебной физкультурой для детей позволяют повысить , улучшить кровообращения и быстрее адаптировать малыша к посещению детского сада. Правильно подобранная ЛФК для детей порой творит настоящие чудеса: восстанавливается иммунитет, активизируется умственная работоспособность, снижается гиперактивность и . О том, как правильно проводить занятия ЛФК для детей дошкольного возраста, можно узнать из этой статьи. В ней представлены примерные комплексы упражнений и даны рекомендации практикующих врачей.

Ничто так не ослабляет организм, как недостаток движения (гиподинамия). Физическая активность повышает сопротивляемость организма и помогает ему бороться с инфекциями. Тренированный организм более устойчив к перегреванию, охлаждению, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфекциям. Повышение устойчивости к инфекциям связано с повышением выработки макрофагов — «пожирателей» возбудителей болезней.

Средства, формы и методики ЛФК

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

Формы ЛФК Средства ЛФК Методики ЛФК Способ проведения занятий ЛФК
  • Утренняя гимнастика
  • Лечебная гимнастика
  • Дозированная ходьба
  • Производственная гимнастика
  • Лечебное плавание.
  • Гидрокинезотерапия.
  • Механотерапия.
  • Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе.
  • Игры, спортивные игры.
  • Туризм.
  • Терренкур.
  • Физические упражнения.
  • Физические упражнения в воде.
  • Ходьба.
  • Восхождения
  • Занятия на тренажерах.
  • Плавание
  • при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе…);
  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
  • при заболеваниях дыхательной системы;
  • при заболеваниях пищеварительной системы;
  • при нарушении осанки;
  • при травмах;
  • при операциях на грудной клетке;
  • при беременности;
  • обучение ходьбе с опорой на трость…
  • Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые и групповые )
  • Самостоятельные занятия — физические тренировки

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК представлены в табл. 1.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава — это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича

Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно

Массаж и гимнастика для рук ребенка 1-3 месяца

Нормализовать мышечный тонус рук не менее важно. Длительные изменения мышечного тонуса будут мешать ребенку осваивать первые осознанные двигательные навыки, в частности такие, как опора на предплечья, выпрямление рук в положении лежа на животе, подтягивание рук к игрушкам

Массаж ладошек и пальцев даст возможность малышу быстро и правильно раскрыть кулачок, отвести большой пальчик от ладони для того, чтобы вскоре правильно захватить игрушку.

Начинаем с массажа пальчиков. Растираем каждый пальчик малыша подушечками своих пальцев, двигаясь поступательными движениями от кончика к основанию пальчика ребенка. Повторить 1-2 раза

Отдельное внимание уделяем большому пальчику. Отводим его от ладони несколько раз, задерживая ненадолго в этом положении

Поглаживаем ладошку ребенка по кругу, сверху вниз.

  • Растираем предплечье поступательными спиралевидными движениями по направлению к локтю.
  • Растираем плечо поступательными спиралевидными движениями по направлению к плечу. Если у ребенка на руке есть след от прививки БЦЖ, его следует обходить.

Сгибаем руку ребенка в локте 4-6 раз. При этом рука должна быть перпендикулярна туловищу малыша.

Как правило, упражнения с ручками детям нравятся меньше, и они начинают проявлять некоторое недовольство. Поэтому приучайте малыша к гимнастике ручек постепенно, начиная с небольшого количество повторений. Выполняйте движения четко и не мешкаясь.

Поднимаем и опускаем ручки малыша, вместе и по отдельности. Стараемся, чтобы рука ребенка сгибалась в плечевом суставе, а не в локтевом. Учитывая, что в этом возрасте тонус в ручках малыша еще довольно сильный, лучше поднимать ручки по одной, придерживая туловище второй рукой.

Разводим руки малыша в стороны, а затем скрещиваем их на груди. При скрещивании сверху должна оказываться то правая, то левая рука. При этом ваш большой палец должен быть вложен в ладошки ребенка.

Снова вкладываем большие пальцы в ладошки малыша, остальными пальцами захватываем ручку снаружи. За руки медленно тянем малыша на себя. Ребенок должен крепко ухватиться за ваши пальцы и попробовать подтянуться. Необходимо добиться активного напряжения мышц-сгибателей рук ребенка.

Это упражнение рекомендуется делать деткам от 2 месяцев, которые уже держат головку. Для тех, кто делает это неуверенно можно придерживать голову сзади ладошкой.

В результате этого упражнения ребенок должен сгруппироваться, приподнять голову и согнуть руки в локтях. Достаточно чтобы малыш приподнялся до полувертикального положения, полностью усаживать ребенка не нужно.

Упражнения для грудничков

В комплекс гимнастики включайте упражнения, которые вы, возможно, делали с малюткой в более нежном возрасте, при условии, что малыш не возражает против них. Если упражнения не надоели, достаточно будет просто добавить к комплексу новые приемы, соответствующие возрасту карапуза.

7-8 месяцев

Таким детям нужно способствовать в ползании и сидении. Перечислим несколько эффективных упражнений для стимулирования этих навыков.

«Уголок». Протяните ребенку, который лежит на спине, указательные пальцы своих рук. Когда он возьмется за них, немного потяните руки на себя. Не поднимайте малыша насильно, пусть он сам, основываясь на силе своих ручек, приподнимет туловище настолько, насколько ему позволит мышечное развитие. Не сажайте ребенка. Когда угол подъема составит 45 градусов, плавно опускайте ребенка обратно. Проделайте упражнение 5-10 раз.

9-10 месяцев

Добавляйте в комплекс детей этого возраста упражнения на укрепление стоп, голени. Готовьте ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. Также можно добавить упражнения в положении сидя. Вот несколько интересных приемов.

«Снежный ком». Гимнастический мяч положите на пол, поставьте карапуза на ножки, ручки положите на мяч, постоянно придерживайте малыша под мышки, но не так чтобы его ноги болтались в воздухе. Начинайте движение вперед, слегка наклонив корпус ребенка к мячу. Нужно добиться, чтобы ребенок совершал первичные шаги с поддержкой и опорой руками на мяч перебирая его.

  • «Эстафетная палочка». Приучайте сына или дочь больше двигаться, вам помогут небольшой мячик, палочка, из которой при желании можно сделать эстафетную. Положите предмет и ползите вместе с малюткой на четвереньках до нее. Дайте малышу возможность успеть к палочке или мячику первым. Искренне и эмоционально порадуйтесь его победе.
  • «Топанье и наклоны». Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его стопы были на ваших. Поддерживайте карапуза под мышками. Начинайте делать шаги. Добравшись до положенной на полу игрушки, придерживайте ребенка, чтобы он мог наклониться и сам схватить ее. Потом начинайте двигаться к новой цели.

Дети этого возраста отлично относятся к активным упражнениям под ритмичную музыку, некоторые даже начинают приседать или покачиваться в такт. Пользуйтесь этим во время ваших занятий.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий