Как научить ребенка выговаривать букву р: постановка и автоматизация звука р, артикуляционная гимнастика и упражнения в домашних условиях

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения являются важной частью логопедической терапии. Они подготавливают органы к разработке звуков, тренируют мышечную систему

Выполняются, сидя перед зеркалом, ежедневно, проводятся в игровой форме.

Существуют общие занятия и специализированные (для разработки «р»), благодаря которым растягивается уздечка, фиксируется язык в положении сверху.

Комплекс упражнений:

Открыть рот, вытянуть язык, пытаться дотянуться до носа и подбородка.
Как можно сильнее раскрыть рот. Прислонить язык к верхним зубам. Далее совершать движения вниз и вверх с большой интенсивностью. Когда язык касается верхнего ряда зубов, необходимо зафиксировать его в таком положении на 10 секунд.
Можно имитировать индюка. Для этого приоткрыть рот, положить распластанный язык на верхнюю губу. Водить краем назад и вперед, не отрывая от губы. При этом пытаться произнести «бл-бл-бл-бл-бл».
С закрытым ртом осуществлять движения по типу малярной кисточки во всей ротовой полости. Затрагивается нёбо, щеки, зубы.
Высунуть язык, быстро прикусывать губами. Обязательное условие – интенсивное выдувание воздуха.
Несколько раз цокнуть языком (как лошадка), остановиться и плотно прижать язык к нёбу на 10-15 секунд. Стараться натянуть уздечку выше.
Растянуть широкую улыбку. Прикоснуться кончиком языка к уголку губ. На счет «раз» перевести язык в другой угол, на счет «два» вернуться в исходное положение. По мере выполнения упражнения движения ускоряются.
Попросите ребенка посчитать собственные зубки. Для этого конец языка надо максимально напрячь. Касаться им каждого зуба как снаружи, так и внутри.
Открыть рот в широкой улыбке, уложить язык на нёбо и расслабить. Теперь нужно открывать и закрывать рот на протяжении 2-х минут

Сразу после этого расслабиться.
В течение 3-х минут малышу нужно произносить звук «д» с открытым ртом.
Важно произносить «з-з-з-з-з» протяжно и долго, что способствует разработке «р».

Комплекс упражнений (описание)

Ниже описаны наиболее эффективные артикуляционные упражнения для правильного произношения буквы Р. Они способствуют «созреванию» звука и разогревают язык, губы и челюсть перед занятиями.

Упражнение «Лошадка»

Целью этого упражнения является укрепление мышц языка и выработка подъема его наверх. При этом нужно улыбнуться, показать зубы, пощелкать языком, издавая звуки цокота копыт. Упражнение нужно начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. При этом нужно двигать только языком, оставляя челюсть неподвижной.

«Конфетка»

В роли конфеты здесь выступает язык. Необходимо упереть его в щеку, а снаружи надавить на него рукой, стараясь вернуть на место. Это простой метод поможет улучшить кровообращение в артикуляционном аппарате, укрепить мышцы, а также улучшит настроение ребенка.

«Грибок»

“Грибок” выполняется для растягивания подъязычной уздечки и выработки подъема языка. Упражнение проводится следующим образом:

  1. Необходимо широко улыбнуться, показав зубы, прижать язык всей полостью к небу.
  2. Рот должен быть широко открыт, а губы должны находиться в положении улыбки в течение всего упражнения.
  3. Боковые части языка должны быть прижаты в одинаковой мере, то есть они не должны опускаться.

Упражнение называется «грибок», так как язык напоминает шляпку гриба, а растянутая уздечка – его ножку. Повторяя упражнение нельзя забывать о широкой улыбке.

«Гармошка»

Цель “гармошки” заключается в укреплении различных мышц языка. Для этого необходимо растянуть губы в улыбке, прикрепить язык к верхнему небу. Затем, не отпуская язык, нужно закрывать и открывать рот, оставляя губы в улыбке

Важно, что при открытии рта губы нужно держать неподвижно. При открытии и закрытии рта нужно удерживать его на счет 3-4

Также нужно проследить, чтобы язык не провисал при открытии рта.

«Косточка»

Это упражнение простое. Для роли косточки можно использовать какую-либо палочку, например, счетную. Ее необходимо поместить за верхними резцами и прижать языком. Палочку нужно зафиксировать в таком положении и держать 15-20 секунд. После этого «косточку» нужно разместить на нижних зубах и также удержать языком около 15 секунд. Выполняя упражнение нельзя забывать об открытом рте.

«Маляр»

При этом упражнении отрабатываются подвижность языка и его движения вверх. При этом нужно открыть рот и улыбнуться. Языком надо провести по небу, совершая движения вперед-назад. Необходимо следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней части верхних резцов. При этом язык должен проталкиваться вперед, но не высовываться наружу.

«Барабанщик»

Это упражнение направлено на выработку подъема языка и укрепление его мышц. Кроме того, оно научит напрягать кончик языка. Для этого надо открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка нужно постучать по верхним альвеолам, при этом несколько раз произнося английский звук Д. Упражнение стоит проводить медленно, постепенно ускоряя темп. Не стоит забывать об улыбке и открытом рте во время упражнения. Челюсть также необходимо держать неподвижно, а двигать только языком. При этом английский звук Д должен выходить четким, не размазанным.

 Перечисленные упражнения помогают улучшить произношение Р и исправить другие логопедические дефекты. 

Артикуляционную гимнастику по исправлению произношения можно проводить самостоятельно или под наблюдением специалиста. Звук Р – один из самых сложных для постановки, поэтому артикуляционную гимнастику для него стоит проводить регулярно. Занятия по произношению звука Р поможет ребенку обрести уверенность, сделает его речь более четкой и понятной.

Подготовительная работа

Конечно, всех тонкости и нюансы подготовке к постановке рассказать невозможно. Многое нужно посмотреть глазами, но я попытаюсь затронуть основные моменты. Пока пытаюсь объяснить, из чего должна состоять подготовительная работа:

  • артикуляционная гимнастика
  • дыхательные упражнения
  • голосовые упражнения
  • логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика для постановки р

Она заключается в том, чтобы научить ребенка удерживать широкий язык за верхними зубами и стучать по альвеолам. Исходя из этой задачи делаем следующие упражнения, все они подробно описаны у меня, поэтому привожу только названия:

  • грибок
  • насос
  • маляр
  • дятел
  • пчелка
  • парус
  • чашечка
  • лошадка
  • пирожки
  • конфетка
  • блинчик
  • трубочка

Это, конечно, не все упражнения, но основные. Можно использовать множество игровых приемов, например, “вкусную гимнастику”.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные заключаются в том, чтобы дуть сильно и целенаправленно. Сдуваем ватку с носа и с языка, следите, чтобы не напрягались губы и не надувались щеки. Постановка звука Р при дизартрии осложняется тем, что летят слюни, губы в тонусе, язык отклоняется, иногда малыш вообще не может поначалу дуть, даже на мыльные пузыри. Особенно если нарушен оральный праксис, но это тоже со временем поддается коррекции.

Работа над голосом

Голосовые упражнения заключаются в том, что надо учиться тянуть гласные звуки и разрабатывать носовой резонатор с помощью соноров: Н, М и Л. Нужно тянуть их как можно дольше. Затем раскачивая по тональности и по громкости, сочетать в слогах. Можно использовать речедвигательную ритмику. Это очень тяжело дается при дизартрии и при аденоидах. Парез небной занавески и сужение дыхательных путей дают себя знать

Но надо понимать, что без отработки этого навыка звук будет слабый, глухой и проглатываться в дальнейшем в связной речи. Кроме того, гундосость и гнусавость значительно снижают четкость, дикция смазанная, речь малопонятная, особенно на эмоциях.

Логопедический массаж

Массаж органов речи просто необходим, он улучшает тонус речевой мускулатуры. Делать его можно руками, зондами, различными приспособлениями, например чупа-чупсом. Хотя его нельзя назвать медицинской процедурой в полном смысле этого слова, но надо обязательно соблюдать нормы санитарии и гигиены и помнить, что массировать все, кроме языка надо снаружи, изнутри, например щеки и губы, не стоит.

После того, как у малыша будет все более-менее получаться, можно переходить уже к собственно самой постановке звука, но об этом я расскажу в следующий раз. Пишите, если у вас есть какие вопросы, замечания, комментируйте эту и другие статьи блога. Рассказывайте о своем опыте, делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми, подписывайтесь на обновления блога. Всего хорошего!

Причины неправильного произношения

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно, в том числе и его речевое развитие. Звуки «Р» и «Рь» дается деткам особенно тяжело. Для постановки данных звуков требуется немного больше усилий и терпения, нежели в остальных случаях. Ребенок должен производить четкие движения органами речевого аппарата, автоматически занимая их верное расположение, также необходимо получить правильную вибрацию языка для этого звука.

Если у малыша наблюдаются трудности с воспроизведением буквы «Р», то самое лучшее это обратиться к логопеду. Он быстрее всего сможет подсказать, как научить ребенка говорить правильно этот звук. Наиболее часто врачи сталкиваются с такими нарушениями произношения:

  1. Замена другими звуками. Чаще всего дети произносят вместо «Р» буквы «Й», «Л» и «Ы».
  2. Проглатывание звука в словах. Обычно такое наблюдается, когда «Р» стоит перед или после гласной буквы.
  3. Излишняя вибрация. В этом случае понятно, что ребенок говорит букву «Р», но ненужная вибрация немного искажает звук.

Как же понять, что с произношением что-то не так? С этой целью необходимо попросить ребенка воспроизвести один только звук «Р», а потом какое-либо слово с ним, к примеру, дерево.

Виновниками неправильной речи могут стать несколько причин. Для того, чтобы определить их, нужно посоветоваться с опытным логопедом. Установив истинную причину, он сможет подсказать, как научить ребенка произносить звук. А виновниками могут быть следующие факторы.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание – это основа верного произношения всех существующих звуков. Нарушиться оно может вследствие развития хронического насморка, патологий аденоидов, сердца и сосудов, легких. Отработать правильный дыхательный процесс во время разговора поможет логопед.

Он сможет разработать схему тренировок с учетом всех особенностей организма ребенка. Обычно быстрая постановка звука «Р» у детей проводится с применением комплекса, в который входят слова с этой буквой и специальные упражнения.

Нарушения слуха

Этот дефект развития у детей также может сильно повлиять на развитие речи ребенка. Детки стараются во всем подражать своим родителям, в частности и в речи.

Если после 4 лет ребенок проглатывает звуки или сильно искажает их, то может иметь место нарушение фонематического слуха. Когда ребенок попросту не может верно повторить сказанное ему.

Недостаточное развитие органов речи

Для того чтобы речь была понятной и правильной, необходимо иметь развитый артикуляционный аппарат. Хорошо подготовить его помогает артикуляционная гимнастика.
Благодаря ей мышечные ткани укрепляются, и отрабатывается навык правильного расположения речевых органов во время произношения той или иной буквы.

Артикуляционные упражнения можно проводить в игровой форме, что позволит больше заинтересовать малыша. На нашем сайте есть специально подобранная артикуляционная гимнастика для звука «Р».

Индивидуальное строение уздечки

Бывает и так, что постановка звука «Р» вызывает трудности из-за физиологических особенностей крохи, а именно при необычном строении уздечки. Такой дефект мешает языку свободно двигаться, что препятствует правильному воспроизведению. Обнаружить неразвитость связки может только специалист.

В таком случае способом, как научить ребенка говорить без дефектов, может быть также специальная артикуляционная гимнастика и упражнения или же хирургическое вмешательство. В последнем случае переживать не стоит, операция абсолютно легкая и безопасная.

Упражнения

«Язычок – борец»

Укрепляем мускулатуру языка.

Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.

Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.

«Массаж»

Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.

Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.

«Самомассаж»

Научится расслаблять распластанный на губе язык.

Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».

«Блинчик»

Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.

«Мостик»

Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.

Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».

«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»

Связываем упражнения напряжения и расслабления.

Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.

«Лопаточка»

Расслабляем мышцы языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.

«Ветер дует с горки»

Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.

Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу

Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа

Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».

«Катание с горки»

Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.

На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.

Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно

Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс

Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.

Причины нарушения произношения звука Ш

Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Постановка звука р при горловом произношении и конспект по самостоятельной тренировке

Игра «Путаница». Попросите ребёнка произнести вслед за вами цепочку слогов со сходными звуками: ра-ла-ра, ва-ра-да. Следите за правильностью повторения. Поправляйте ошибки.

Игра «Поймай звук». Предложите ребёнку послушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши, услышав звук : к, р, л, с, м, р, з, д, р. Далее упражнение повторяется на слогах и словах, содержащих эти звуки. Произнося звуки, выделяйте их голосом, чтобы малышу было легче на первых этапах обучения.

Игра «Звук потерялся». Предложите малышу послушать слова и определить есть ли в них звук или . Если звук «живёт» в этом слове, то ребёнок хлопает в ладоши или поднимает вверх руку.

Важным этапом в формировании произношения звуков и является автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Автоматизация представляет собой закрепление звуков и введение их в речь. Не закрепленные звуки легко могут потеряться, и нарушение вернётся вновь. Закрепление происходит в несколько этапов: автоматизация в слогах, в словах, в предложениях и в текстах. Правильно подобрать речевой материал поможет учитель-логопед.

Дифференциация также важна при ротацизме и параротацизме, в вариантах замены и смешения звуков. Этот этап поможет развить фонематический слух и точнее отличать сходные по звучанию фонемы.

Постановка звуков или зависит от формы нарушения. Способы постановки различны. Важным при постановке звуков является принцип постоянства и системности. Занятия следует организовать еженедельно или чаще, исходя из совета логопеда. Родителям необходимо соблюдать рекомендации логопеда по организации артикуляционной гимнастики и прочих упражнений дома. Основные этапы формирования речевого уклада: постановка, автоматизация и дифференциация звука. Заниматься следует в игровой форме, повышая интерес к речевым играм. Постановка звуков  и у взрослых подчинена тем же принципам, что и у детей. В данном случае осложняется этап закрепления звука, так как речевой уклад у взрослых людей сформирован. Постановка и закрепление звуков в речи взрослых людей занимает больше времени, чем у детей. Автоматизация звука требует самоконтроля и терпения со стороны обучаемого. При соблюдении правил результат не заставит себя ждать!

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

Способы постановки

Заниматься коррекцией нужно поэтапно. После подготовительной работы следует этап постановки.

Есть несколько способов, которыми вы можете воспользоваться для занятий дома:

  • От упражнения «Грибок». Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. В итоге получается вибрация. Для этого способа у ребенка должен быть сформирован сильный выдох.
  • Механический или «Болтушка». Для этого способа вы можете использовать шариковый зонд, но в домашних условиях родители могут воспользоваться ватной палочкой. Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», а взрослый тем временем помещает кончик ватной палочкой под язык и совершает колебательные движения из стороны в сторону. У вас получится сочетание ДР. Но обязательно следите за тем, чтобы звук Д в упражнении был четким. Для удобства ребенок может находиться в положении лежа.
  • От сочетания ЗЖ. Широкий язык поднят за верхние зубы и ребенок длительно произносит ЗЖ. Он ощущает легкую вибрацию и при более сильном выдохе получится Р.

Это самые популярные способы постановки сонорного звука самостоятельно в домашних условиях. У детей с нормальным речевым развитием данный звук появляется путем звукоподражания. При условии, что его артикуляционный аппарат подготовлен. К возрасту пяти лет ребенок должен четко выговаривать все группы звуков.

Способы постановки звука Р

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)

Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда   аддд   аддда
ддды   ыддд   ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .

Логопедические упражнения для буквы «р»

Перед тем как быстро научить ребенка говорить букву «р», рекомендуется разобраться в основных методиках, которые помогут исправить дефект. Не следует приступать сразу к нескольким из них – действовать следует поэтапно. Если есть возможность приобрести зонд логопедический, – отлично, он поможет при необходимости подкорректировать положение языка.

Самый простой вариант услышать долгожданную букву «р» от малыша – поставить ее, отталкиваясь от звука «ж». Упражнение простое, но придется повторять его много раз, чтобы добиться положительных результатов. Малыш должен произносить звук «ж-ж-ж-ж-ж», затем по команде родителей язычок продвинуть глубже внутрь рта. Если все сделано правильно, послышится короткое «р». Продолжать упражнение стоит ежедневно, доводя его до автоматизма, со временем вибрация языка будет происходить уже самостоятельно.

Если малыш четко и красиво произносит «д», можно попробовать поставить «р» от этого звука. Поэтапное проведение упражнения:

  1. Попросить кроху кончиком язычка упереться в бугорки во рту (альвеолы), на первых порах можно помогать ему специальным шпателем или чистым пальцем.
  2. Произносить букву «д», не отрывая языка от альвеол.
  3. Если сделать все правильно, появится вибрация, «д» превратится в нечеткое «р», которое придется доводить до автоматизма регулярными упражнениями.

После того как звук станет четким, переходить к произношению слогов, потом – к словам на «р».

Упражнения на дыхание

Звук Р – достаточно сложный для детского произношения, поэтому правильно поставленное речевое дыхание существенно ускорит и облегчит основную работу по постановке и автоматизации звука. Именно с дыхательной гимнастики стоит начинать каждое логопедическое занятие. С этой целью отлично подходят следующие упражнения.

«Играем в футбол». На столе устанавливаются два кубика – это ворота. В качестве мячика – небольшой ватный шарик. Задача ребёнка – вытянув губы трубочкой, на длинном выдохе дуть на мячик, загоняя его в ворота.

«Волшебные пузырьки». Перед ребёнком – стакан с водой и коктейльная трубочка. Для большего интереса в воду можно добавить любой пищевой краситель. Малыш дует в трубочку, создавая бурю из пузырьков в стакане.

«Снежинка на носу». В роли снежинки – маленький ватный шарик на кончике носа ребёнка. Задача – сдуть струёй воздуха ватку с приоткрытым ртом и кончиком язычка, закреплённым на верхней губе.

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Дыхательная гимнастика

Обязательно каждое из упражнений, которые позволят избавиться от горлового произношения, повторять по 3-5 раз ежедневно. Темп спокойный, ускоряться не нужно.

Первое задание малышу – сильно надуть щеки, чуть разомкнуть губы и медленно выпустить воздух. Язычком сильно прижаться к небу.

Второе задание – вдохи-выдохи. Делать это медленно, обязательно задерживать дыхание на 3-6 секунд.

Еще одно хорошее упражнение – медленно дышать. Вдыхать, одновременно приседать, выдыхать – подниматься.

Упражнение, которое нравится ребенку и улучшает дыхательные рефлексы, – дуть на свечу. Родителям придется запастись терпением, зажигать ее, малышу – приложить усилия, чтобы подуть и за один прием потушить.

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

4. Логопедические карточки со звуком Л.

Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]

Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.

Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:

  • Показать как правильно должен формироваться звук.
  • Тренировать артикуляционную моторику.
  • Научиться управлять потоком воздуха.
  • Научиться идти к поставленной цели.

Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.

Упражнения для постановки звука для детей:

  • Игра с мячом на повторение животных.
  • Широкая улыбка.
  • Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
  • Высовывать и засовывать язык.
  • Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
  • Облизывать губы.
  • Дуть, не надувая щек.
  • Рычать
  • Тарахтеть как автомобиль.

После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.

Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать

Упражнения для постановки звука для детей

Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.

Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.

Упражнения для постановки звука у детей:

  • Языком касаться альвеол и обратно.
  • Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
  • Цокать как лошадка.
  • Останавливать лошадку.
  • Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
  • Стучать языком по альвеолам.
  • Трещать, как сорока (трррррррррр).
  • Подражать мотору автомобиля.
  • Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).

Тренировка дыхания

Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:

  • Вызвать интерес к занятиям.
  • Развить просодику речи.
  • Ускорить правильное произношение.

Упражнения:

  • Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
  • Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
  • Произносить глухие согласные.
  • Произносить звонкие согласные.
  • Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
  • Сильный выдох.
  • Выдох с произношением буквы с.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.

Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.

Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному

Упражнения для мышц:

  • Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
  • Сделать губы, как у уточки и застыть.
  • Языком вертеть в разные стороны.
  • Надувать щеки и сдувать.
  • Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.

Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.

Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа

Техника постановки

Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.

Речевая гимнастика

Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:

Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.

Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:

Упражнения:

  • Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
  • Повторять за логопедом скороговорки.
  • Изображать ветер.
  • Говорить с нарастающим звуком.
  • Произносить слоги.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий