Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

Классификация патологий

Характер выраженности проблемы со слухом может быть разным у каждого. Как уже было сказано выше, формы развития заболевания может быть две – приобретенная и врожденная. Каждая из них отличается своими определенными особенностями.

Приобретенные

Главная причина подобного нарушения – осложнения после перенесенного гнойного отита. Привести к таким аномалиям могут и инфекции в острой форме – ангина, грипп и прочее. Существует несколько уровней снижения остроты слуха: легкая форма, средняя и тяжелая.

Врожденные

Подобное нарушение является наследственным. У глухих людей в 80% случаях рождаются такие же малыши, то есть тоже с проблемами тугоухости. Помимо этого, это может быть связано и с другими факторами, которые нарушают развитие малыша еще в тот момент, когда он находится в утробе своей мамы.

В данную категорию входит следующее:

  1. Ионизирующее облучение.
  2. При беременности женщина употребляла наркотики, пила, курила, принимала некоторые лекарственные препараты.
  3. Беременная женщина перенесла какое-то заболевание: краснуха, паротит и прочее.

После пройденного обследования ставится диагноз, после чего подбирается метод лечения.

Потеря слуха – сновные факты

Согласно статистике :

  • Более 5% населения мира — или 466 миллионов человек (432 миллиона взрослых людей и 34 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха.
  • Согласно оценкам, к 2050 году более 900 млн человек будут страдать от инвалидизирующей потери слуха.
  • Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха. Самая высокая распространенность этого состояния в данной возрастной группе отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе Азии и в Африке к югу от Сахары.
  • Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам, в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.
  • 60% случаев потери слуха у детей вызваны предотвратимыми причинами.
  • 1,1 миллиарда молодых людей (в возрасте 12-35 лет) подвергаются риску потери слуха в результате воздействия шума в местах отдыха и развлечений.
  • Нерешенная проблема потери слуха обходится ежегодно в 750 миллиардов долларов США (2) в глобальных масштабах. Мероприятия по профилактике, выявлению и принятию мер в отношении потери слуха эффективны по затратам и могут обеспечить значительные преимущества для людей.
  • Раннее выявление потери слуха является преимуществом для людей с потерей слуха, также им могут быть полезными слуховые аппараты, кохлеарные имплантаты и другие вспомогательные средства; субтитры и обучение языку жестов, а также другие формы помощи в обучении и социальной поддержки.

Методы диагностики

Для выявления степени тугоухости и назначения необходимого вида лечения применяются различные методики диагностики.

К основным методам следует отнести:

  • проведение вестибулярного обследования и выявление уровня звукового восприятия человеком;
  • анализ крови на выявления воспалительных и инфекционных заболеваний;
  • диагностика слуховых косточек на наличие повреждений;
  • речевая аудиометрия – применяется для выявления степени поражения слуховых свойств;
  • томография – применяется для определения наличия опухолей в органах слуха;
  • допплерография звуковая – применяется для выявления патологий в кровеносных сосудах, которые могут являться причинами отсутствия слуха.

В некоторых случаях могут применяться дополнительные меры диагностики слуховой трубы, такие как исследования барабанной перепонки с помощью давления диагностика внутриушной мышечной ткани.

Обзор

Нарушение слуха (тугоухость)— распространенная проблема, часто возникающая с возрастом либо в результате длительного воздействия громких звуков. Глухотой называют самую тяжелую степень тугоухости.

У здорового человека в формировании звукового ощущения участвуют последовательно три отдела уха: наружное, среднее и внутреннее. Сначала звуковые волны улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховом проходу попадают в ухо. Там они заставляют колебаться и вибрировать барабанную перепонку. Эти вибрации передаются в среднее ухо — трем слуховым косточкам: молоточку, наковальне и стремечку, которые усиливают колебания и передают их в улитку внутреннего уха. Это спиральный орган, заполненный жидкостью. Там располагаются микроскопические волосковые клетки — рецепторы. Их волоски шевелятся в такт колебаниям жидкости и посылают по слуховому нерву сигнал в головной мозг.

Потеря слуха наступает, когда звуковые сигналы не доходят до головного мозга. Это может случиться при повреждении на уровне наружного или среднего уха (кондуктивная тугоухость), а также если поражаются волосковые клетки внутреннего уха или сам слуховой нерв (нейросенсорная тугоухость). Встречается и смешанная глухота.

Почти 300 млн человек в мире страдают глухотой или плохо слышат. Некоторые люди рождаются глухими, но в большинстве случаев потеря слуха происходит на протяжении жизни. Проблема обычно усугубляется с возрастом. Нарушение слуха может наступить резко, а может развиваться постепенно. Первыми симптомами обычно становятся трудности с восприятием чужой речи, человек неправильно понимает сказанное, просит повторить, при прослушивании радио или просмотре телевизора поднимает громкость выше обычного.

Причины нарушения зрения и слуха

Причины нарушения зрения и слуха, как у взрослых, так и детей могут быть обусловлены врожденными и приобретенными патологиями. Причины нарушения слуха делятся на несколько категорий. К первой категории относят:

  1. Наследственные патологии структуры анализатора слуха. Это почти половина всех зафиксированных случаев нарушения слуха в раннем возрасте.
  2. Внешние и внутренние причины. Как правило, к таким причинам относятся вредное воздействие на плод во время беременности – перенесенная краснуха, грипп, паротит, прием токсичных антибиотиков, резус-конфликт плода и матери. Также злоупотребление алкоголем, наркотиками, работа, связанная с высоким шумовым порогом, запыленностью и др. (особенно в первом триместре беременности) влекут за собой патологии слуха у плода.
  3. Развитие нарушений слуха у здорового человека может развиться несколькими путями.
  • Вследствие перенесенной инфекции внутреннего уха и слухового нерва. Особенно часто снижение слуха наблюдается после перенесенного менингита, туберкулезного менингита, скарлатины.
  • В результате приема антибиотиков ототоксического действия (канамицина, стрептомицина, неомицина и др.).
  • Операции на среднем ухе, травмы, влекущие разрыв слуховых косточек, вегетации носоглоточной миндалины.

Нарушение зрения также бывает врожденным и приобретенным. К нарушениям зрения относят любое несоответствие базовых зрительных функций – остроты зрения, цветоразличения, изменение поля зрения, характера зрения, глазодвигательных функций. В свою очередь, причина ухудшение остроты зрения кроется в нарушении преломляющей функции, такого рода патологий три:

  • Близорукость (изображение фиксируется перед сетчаткой)
  • Дальнозоркость (изображение фиксируется за сетчаткой)
  • Астигматизм (преломление лучей происходит в нескольких разных меридианах).

Нарушение глазодвигательной функции – косоглазие и нистагм, возникают при параличе глазных мышц или при опухолях, инфекциях, интоксикации, кровотечении. Чаще всего косоглазие у детей развивается именно после перенесенных инфекций или после перенесенного испуга. Нистагм (высокочастотное колебание зрачка) является врожденным генетическим отклонением, формирующимся во внутриутробный период, в родовой и послеродовой период (при полученной родовой травме).

Амблиопия – дисфункция поля зрения. Встречается при различных формах косоглазия, при врожденных аномалиях рефракции, опухолях, катаракте, истерии и др.

Нарушение цветового восприятия врожденного характера может быть полным или частичным (не воспринимаются некоторые цветовые пары и человек видит объекты в красно- или голубовато-зеленых цветах). Если при врожденной патологии плохо воспринимаются красно-зеленые цвета, то при приобретенной – красный, зеленый, синий.

Причины нарушения зрения и слуха необходимо установить как можно скорее, даже врожденные патологии на раннем этапе поддаются корректировке и стабилизации при своевременном обнаружении. Приобретенные патологии при должном лечении также можно стабилизировать, полностью или частично ликвидировав причину.

[], [], [], [], []

Классификация детей с нарушением слуха

Слух – жизненно важный орган чувств, поэтому его роль в развитии ребенка сложно переоценить. Слуховой анализатор является сложным механизмом, в работе которого задействованы три основные составляющие – орган слуха (включает наружное, среднее и внутреннее ухо), проходящие в нем нервные окончания, а также слуховой центр, расположенный в коре головного мозга.

Существует множество классификаций, характеризующих способность человека слышать и воспринимать звуки. Рассмотрим основные из них:

По состоянию слуха

Первая классификация детей с нарушениями слуха включает в себя два вида патологического состояния – глухота и тугоухость. Глухота характеризуется полной утратой способности к звуковосприятию. Под тугоухостью подразумевается частичная потеря слуха, при которой существует сложность в восприятии человеческой речи, однако остается способность к получению словесной информации, хоть и на более низком уровне, чем в норме.

По причинам возникновения аномалии

В медицине хорошо известна классификация нарушения слуха в зависимости от факторов, спровоцировавших патологию. В соответствии с ней причины возникновения тугоухости или глухоты делятся на следующие виды: кондуктивные, нейросенсорные (сенсоневральные) и смешанные.

Кондуктивные факторы, влияющие на слух, связаны с наличием препятствия, мешающего нормальной звукопередаче. Такими препятствиями могут стать серная пробка, повреждение барабанной перепонки, отечность тканей слухового прохода, наличие новообразования, воспаление органа слуха и другое. Кондуктивная тугоухость всегда связана с плохой передачей звука от внешнего уха к среднему или от среднего к внутреннему.

Причины нейросенсорной тугоухости кроются на уровне восприятия звуковых сигналов. При этом снижение слуха происходит из-за поражения звуковоспринимающих органов – гибели волосковых клеток внутреннего уха, вследствие чего процесс звукопередачи искажается или вовсе перестает функционировать. Патология может возникнуть из-за повреждения слухового нерва, в результате осложнения после вирусных инфекций (гриппа, ОРВИ, кори, менингита) или после приема некоторых лекарственных препаратов (например, антибиотиков группы гентамицина или нестероидов).

Смешанный вид тугоухости возникает в результате одновременного воздействия кондуктивных и нейросенсорных факторов.

По времени возникновения патологии

В зависимости от периода возникновения нарушения слуха подразделяются на следующие виды: острые, хронические и врожденные.

Острое (внезапное) нарушение слуха возникает спонтанно, буквально за несколько дней или недель. Причинами такой тугоухости могут стать полученные травмы, острое инфекционное поражение или опухолевые образования.

Хронические нарушения могут формироваться несколько месяцев или нескольких лет. При этом тугоухость возникает из-за длительного влияния негативных факторов – проживания в шумной местности, привычки громко слушать музыку, профессиональные вредности и прочих.

Врожденная тугоухость связана еще с эмбриональным развитием или патологическим процессом родовой деятельности. Причинами врожденных аномалий могут стать болезнь матери во время беременности, токсическое поражение плода на фоне курения или употребления алкоголя будущей мамой, родовая травма.

По степени тугоухости

Данная классификация лиц с нарушением слуха отталкивается от степени снижения слуховых возможностей и отклонения от нормальных значений – в норме человеческое ухо должно воспринимать звуки в частоте от 0 до 25 дБ. Таким образом, отоларингологи выделяют 4 степени нарушения слуха (тугоухости):

  • Ребенок может улавливать звуки на громкости от 26 до 40 дБ.
  • Порог восприятия звуков повышается до 41-55 дБ.
  • Порог слышимости находится в диапазоне от 56 до 70 дБ.
  • Ребенок способен улавливать громкие звуки свыше 71 дБ.

В случае, если способность к восприятию звуков полностью отсутствует, пациенту ставится диагноз «глухота».

Именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью во врачебной практике и носит название международная классификация нарушений слуха.

По времени возникновения и степени нарушения, а также уровню развития ребенка

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха оказала огромное значение для формирования специальных детских учреждений. Суть концепции состоит в делении детей на группы, в зависимости от их способности к обучению, которое определяется состоянием слухового анализатора. Также учитывается наличие у ребенка недостатков в развитии, обусловленных снижением слуха.

Так, слабослышащие дети делятся на 4 группы:

Понятие нарушения слуха

Определение 1

Под слухом понимается процесс отражения действительности, осуществляемый в форме звукового явления, а также наличие способности человека к восприятию и различению звуков. Реализация данной способности происходит в ходе работы звукового анализатора (орган слуха).

Замечание 1

Важное значение в общем развитии детей имеет нормальное функционирование слухового анализатора. Кроме общего развития, слух играет важную роль в речевом и психическом развитии ребёнка: нарушение слуха влечёт за собой нарушение речи, способствует недоразвитию познавательной деятельности

За первичным дефектом следуют разнообразные вторичные, третичные отклонения.

Нарушение фонематического слуха

Фонематический слух – это способность различать фонемы языка, а именно анализировать и синтезировать их, что выражается в понимании смысла речи, сказанной на определённом языке. Фонемы представляют собой самые малые единицы, их которых состоит любой язык; из них состоят структурные составляющие речи – морфемы, слова, предложения.

При восприятии речевых и неречевых сигналов имеются различия при работе системы слуха. Неречевой слух представляет собой возможность человека воспринимать и обрабатывать неречевые звуки, а именно музыкальные тона и различные шумы. Речевой слух представляет собой способность человека воспринимать и обрабатывать звуки человеческой речи родного или иного языков. В речевом слухе выделяется фонематический слух, с помощью которого различаются фонемы и звуки, отвечающие за смысловую нагрузку языка, что человеку анализировать отдельные звуки речи, слоги и слова.

Нарушения фонематического слуха встречаются у детей и взрослых. Причины нарушения фонематического слуха у детей нижеследующие:

  1. Отсутствие сформированности акустических образов отдельных звуков, при которой фонемы не могут различаться по звучанию, что вызывает при говорении замену одних звуков другими. Артикуляция оказывается недостаточно полноценной, поскольку не все звуки ребёнок может выговорить.
  2. В некоторых случаях у ребёнок может артикулировать все звуки, но при этом, не умеет различить, какие звуки ему нужно выговорить. При этом одно и тоже слово может произноситься ребёнком по-разному, поскольку фонемы смешиваются, что носит название смешения фонем или взаимозамены звуков.

При нарушениях речевого слуха у ребёнка появляется сенсорная дислалия, что означает невозможность правильно произносить звуки. Выделяют три формы дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую,
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая дислалия отличается наличием дефектов оформления речи с помощью звуков, что вызвано невозможностью полноценно обработать фонемы языка из-за аномалий в сенсорном звене системы восприятия речи. При этом, необходимо отметить, что у ребёнка не имеется нарушений слуховой системы, то есть отсутствует тугоухость или глухота.

Нарушение фонематического слуха у взрослых обусловлено локальными поражениями головного мозга, а именно:

  • сенсорной височной афазией,
  • сенсорной афазией ядерной зоны звукового анализатора.

Лёгкие случаи сенсорной височной афазии характеризуются пониманием отдельных слов или коротких фраз, особенно тех, которые употребляются каждодневно и относятся к постоянному распорядку дня больного. При этом наблюдается расстройство фонематического слуха.

Тяжёлые случаи сенсорной афазии характеризуются полным непониманием речи больным человеком, слова перестают для него иметь смысловую нагрузку и превращаются в сочетание непонятных шумов.

Сенсорная афазия, выраженная в поражении ядерной зоны звукового анализатора не только приводит к нарушению фонематического слуха, но и к тяжёлому расстройству речи. В результате чего появляется невозможность различия звуков устной речи, то есть понимать речь на слух, как и других речевых форм. У таких больных отсутствует активная спонтанная речь, затруднено повторение услышанных слов, нарушено письмо под диктовку и чтение. Можно сделать вывод, что вследствие нарушения фонематического слуха патологически трансформируется вся система речи. При этом у данных больных музыкальный слух сохранён, как и артикуляция.

Типы и причины нарушения слуха

Нарушение слуха вызывается различными биологическими и экологическими факторами. Обычно уязвимой частью тела является ухо.

Особенностью патологий уха является то, что нарушение костной системы уха не даёт полной глухоты за счёт проводимости костей.

Долговременное воздействие шума


Пример возможного временного ухудшения восприятия звуков после воздействия шума (с. 103). Это обратимое ухудшение — показатель того, что воздействие шума превышает допустимое (у конкретного рабочего с учётом индивидуальной стойкости к шуму его органа слуха). При длительном сильном воздействии шума это показанное ухудшение (повышение — временное смещение порогов (ВСП) восприятия звука) проходит уже не полностью, и у человека постепенно ухудшается слух.

Люди, проживающие около аэропортов или оживлённых шоссе подвергаются постоянному звуковому облучению интенсивностью 65—75 дБ. Если в таких условиях человек вынужден проводить много времени на улице или находиться дома с открытыми окнами, то постепенно у него может развиться ослабление слуха. Это часто происходит при воздействии сильного промышленного шума. Существуют определённые стандарты, в соответствии с которыми устанавливается допустимый уровень шума и риска для здоровья людей. В частности, организация US EPA (United States Environmental Protection Agency — Агентство по защите окружающей среды Соединённых Штатов Америки) устанавливает порог в 70 дБ при круглосуточном облучении как приемлемый для здоровья (EPA, 1974).

  • Нарушение слуха от долговременного воздействия шума обычно действует на частотах около 4000 Гц.
  • Чем выше уровень шума, тем меньше безопасное время пребывания под его облучением. Обычно это время уменьшается в 2 раза на каждые дополнительные 3 дБ. Иногда для удобства используют не 3, а 5 дБ. Однако это в меньшей степени .
  • Портативные проигрывающие устройства, такие как iPod (громкость которого может достигать 115 дБ), могут вызывать сильные нарушения слуха.

Генетические нарушения слуха

Существуют несиндромальные (изолированные) и синдромальные нарушения слуха.

Несиндромальное нарушение слуха — тугоухость не сопровождаемая другими симптомами, которые передавались бы по наследству. Бывает в 70 % случаев наследственной глухоты.

Синдромальное нарушение слуха — это генетически обусловленное снижение слуха в сочетании с другими признаками или заболеваниями других органов и систем. Бывает в 30 % случаев наследственной глухоты.
Описаны более 400 различных синдромов в которых одним из признаков является глухота.

Наиболее известные из них:

  • Синдром Пендреда — тугоухость в сочетании с увеличением щитовидной железы
  • Синдром Ушера — комбинированное нарушение слуха и зрения.
  • Синдром Ваарденбурга — нарушение слуха и пигментации.
  •  — сочетание глухоты и аритмии сердца с увеличением интервала QT.

По типу наследования нарушения слуха можно разделить на следующие формы:

  1. Аутосомно-рецессивные (78 %)
  2. Аутосомно-доминантные (20 %)
  3. Х-сцепленные (1 %)
  4. Митохондриальные (1 %)

В настоящее время известно более 100 генов, мутации в которых приводят к нарушению слуха.
Для каждой популяции характерны определенные, специфичные для неё мутации.
При этом причиной одной трети случаев генетически обусловленного нарушения слуха являются мутации в гене коннексин 26 (GJB2). Среди европеоидной расы наиболее часто встречается мутация 35delG. Около 2 % русских — носители этой мутации.

Проводящая потеря слуха

Проводящая потеря слуха возникает, когда внешнее или среднее ухо (или оба сразу) не проводят звук так, как должны это делать. Так как звук может быть воспринят нормально функционирующими ушным каналом, барабанной перепонкой и ушной косточкой, то такое нарушение слуха бывает лишь частичным и вызывает незначительное ухудшение восприятия звуков. Порог слышимости при проблемах с внешним или средним ухом не превышает 55-60 дБ. В общем случае, при проводящей потере слуха распознавание речи не ухудшается при условии достаточно больших значений громкости, чтобы слушатель мог услышать речь.

Проводящая потеря слуха может быть вызвана следующими причинами:

  • Непроходимость ушного канала
  • Аномалии среднего уха:
    • Барабанной перепонки
    • Косточек

Физическая травма

  • Травмированы могут быть не только анатомические структуры наружного, среднего и внутреннего уха, но и слуховые центры мозга.
  • Люди, перенёсшие травму головы особенно подвержены риску потери слуха, временной или постоянной.
  • К нарушениям слуха может приводить длительное нахождение рядом с источником слишком громкого звука (больше 90 Дб), например, вблизи самолётного двигателя.

Симптомы глухоты

Существует много причин, влияющих на остроту слуха. Ухудшение качества слышимости не однозначно и в зависимости от фактора, спровоцировавшего дискомфорт, может отличаться и симптоматика.

Общие признаки глухоты

Иногда, нарушение слуха появляется без предвестников и распространенными признаками глухоты являются:

  • посторонний, навязчивый звук в ушах;
  • снижение слышимости звуков высокой частоты;
  • в эпицентре шума, с трудом воспринимается информация;
  • отсутствие слуховой проницаемости либо она слишком низкая;
  • нарушение координации и ощущение движения тела в пространстве;
  • иллюзия, что все окружающие предметы кружатся.

Интенсивность симптомов тугоухости, может отличаться в зависимости от сложности случая и индивидуальных особенностей.

Кондуктивная тугоухость

Вид патологии, приводящей к глухоте на одно ухо либо на два. Как проявят себя симптомы, зависит от причины появления тугоухости. Среди разнообразия клинической картины, основным признаком является снижение остроты слышимости. Стоит заметить, что появление дискомфорта может случиться неожиданно, внезапно либо проявляться постепенно. Дальнейшее развитие симптоматики зависит от первопричины, соответственно, больной ощущает:

  • болевые приступы из-за наружного острого отита;
  • по причине прободений барабанной перепонки, случаются выделения крови из ушей;
  • средний отит сопровождается гипертермией.

Перенесенный отит, может спровоцировать устойчивое ухудшение слуха. В качестве осложнения наблюдается снижение остроты восприятия звуков. Патологический процесс неуклонно усугубляется, и это может длиться годами.

Старческая глухота


Пресбиакузис – достаточно распространенное явление, которое объясняется инволюцией стареющего организма. Глухота этого вида относится к приобретенным и ее появление не зависит от пациента. Для этого вида нарушения слышимости, свойственно начинать свое развитие в зрелом возрасте.

Симптомы при внимательности отслеживают следующие:

  • начиная с 45 лет нарушается тональность восприятия;
  • появляются жалобы на неразборчивость детской и женской речи;
  • невозможность восприятия доступной речи, воспроизводимой несколькими людьми сразу;
  • систематические шумы в ушах, не имеющие воздействие на состояние пациента в целом;
  • головокружения при интенсивных движениях.

Стоит заметить, что с возрастом, глухота прогрессирует быстрыми темпами, что объясняется сопутствующими патологиями и возрастными изменениями.

Детская глухота

У детей, глухота бывает трех типов:

  1. Нейросенсорная либо двухсторонняя сенсоневральная тугоухость – диагностируется при нарушении аппарата звукового восприятия внутреннего уха.
  2. При поражении аппарата звукопроведения среднего и наружного уха, определяют кондуктивную тугоухость.
  3. Если выявлено поражение звуковосприятия и звукопроведения, то речь идет о смешанном виде тугоухости.

Не всегда малыш может озвучить свои ощущения, соответственно, отклонения отслеживают родители и ближайшие родственники.
Из общей массы случаев, всего 1% — врожденная патология, о приобретенной свидетельствуют тревожные признаки:

  • ребенок до 4 месяцев с рождения, не реагирует на звуки;
  • малыш не издает предречевых звучаний до полугода;
  • грудничок до 9 месяцев не реагирует на источник звука;
  • до 2-х лет, ребенок не имеет даже минимального словарного запаса.

После преодоления рубежа в 2 года, у детей легче определить тугоухость. Они просто не отзываются на зов, не проявляют интерес к разговору, шепоту за спиной. Малыши с нарушенным слухом заметно громче сверстников разговаривают и часто переспрашивают, с целью уточнить не расслышанное. Такие дети кажутся более внимательными, ведь они, как-бы считывают информацию с губ собеседника.

Можно заметить, что дети с ослаблением слуха, плохо разговаривают, речь недоразвита, произношение — искаженное. Так как круг общения при таком дефекте резко ограничен, стоит заметить, что словарный запас у ребенка маленький. С нарушенным лексическо-грамматическим строем речи, дальнейшее течение болезни вызывает диграфию и дислексию.

Полная глухота, бывает осложнением какого-либо заболевания, в таких случаях особенное внимание обращают на детали:

  • нарушение равновесия, кружение головы;
  • шумы в ушах.

Симптоматика является серьезным сигналом для обращения к оториноларингологу, для скринингового обследования.

Руководство к действию

Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2–4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий