Простой мазок на коронавирус: что нужно знать больному

Посев материала

Чтобы выявить возбудителей инфекции, материал помещают в специальную среду, учитывая показатели рН и влажности. Среды могут быть разными – универсальными, селективными. Также выделяют дифференциально-диагностические среды. В любом случае их ключевой задачей является обеспечение жизнедеятельности и создание условий для размножения бактерий.

Материал высевают в стерильном боксе. Также для этой цели может применятся ламинарный шкаф. Лаборант должен надевать стерильную одежду

Немаловажное значение имеет использование бахил, маски, перчаток. За счет этого удается поддерживать в рабочей зоне нужные показатели стерильности

При работе в боксе следует соблюдать осторожность

Очень важно следить за собственной безопасностью, так как любые биоматериалы могут представлять угрозу для здоровья медицинского работника

Материалы из носоглотки помещают в особую среду в термостате. Спустя несколько суток вырастают целые колонии. Они могут отличаться по размерам, форме и оттенку.

Есть особенные среды, которые отличаются селективностью для некоторых микроорганизмов:

  1. Главной средой для микробов из носа и зева считается кровяной агар. Она отличается высокой чувствительностью и включает питательные компоненты для сапрофитов и вредных микроорганизмов. Пневмококки и стафилококки вырабатывают гемолизины и приводят к гемолизу эритроцитов. Главным фактором патогенности считается гемолитическая активность бактерий. Именно она характерна для большинства патогенных микроорганизмов. Особенности роста, оттенок и область гемолиза отличаются в зависимости от разновидности микробов.
  2. К универсальным вариантам относят тиогликолевую среду и Сабуро. Они подходят для большинства вредных бактерий.
  3. Для стафилококков применяется желточно-солевой агар.
  4. Неселективной средой является агар с гретой кровью. В нем развиваются гонококки, бактерии, вызывающие гнойный менингит, и гемофильная палочка.
  5. Дифференциальным вариантом для выращивания энтеробактерий является среда Эндо.
  6. Энтерококки прекрасно развиваются в энтерококкагаре.

Посредством тампона материал помещают в среду, после чего с помощью бактериологической петли распределяют по чашке Петри. Затем посевы отправляя в термостат, подбирая нужную температуру. На следующие сутки их просматривают, определяют число колоний и оценивают их характер.

Некоторые колонии помещают в определенные среды для выявления и скопления чистой культуры. Благодаря ее изучению под микроскопом удается оценить размеры и форму бактерий, выявить наличие спор, жгутов или капсул. Также специалисты определяют отношение бактерий к окрашиванию.

При этом важно определить род и вид выделенных бактерий. Помимо этого, специалист проводит фаготипирование и серотипирование

Когда назначается

Забор мазка на БЛ показан людям с характерными симптомами, которые бывают при дифтерии. Их не всегда можно отличить, поэтому предварительный диагноз подтверждается или опровергается лабораторно.

Поводом для сдачи мазка могут стать следующие признаки:

  • резкий подъем температуры до 38° и больше;
  • сильная головная боль, слабость;
  • учащенное сердцебиение – тахикардия;
  • увеличение и уплотнение региональных лимфоузлов, которые реагируют болью на надавливание.

Если дифтерия протекает в легкой форме, то состояние улучшается уже спустя трое суток: падает температура тела, пленка в горле становится грязно-белой. Тяжелая форма дифтерии сопровождается лихорадкой, посинением носогубного треугольника, снижением артериального давления. При значительной интоксикации возникают галлюцинации, на шее появляется плотный отек.

Дифтерия входит в перечень болезней, от которых делают прививку в детстве. Это достаточно опасная патология, способная вызвать тяжелые осложнения при поздней диагностике и лечении. К ним относятся:

  • приступы удушья;
  • токсический шок;
  • почечная недостаточность;
  • поражение нервной системы и сердца (миокардит).

Для профилактики

Анализ мазка на BL требуется также в следующих случаях:

  • при поступлении на работу в детское, медицинское учреждение, заведение общественного питания;
  • в период беременности, для исключения риска осложнений;
  • если имел место контакт с заболевшим дифтерией.

Сегодня дифтерия встречается очень редко, поэтому своевременная диагностика имеет первостепенное значение

Справка: Превентивные мероприятия необходимы для предотвращения распространения эпидемии, которую может спровоцировать дифтерийная палочка.

Разновидности мазков из зева

В зависимости от цели исследования делают разные мазки из зева и носа — на микрофлору, вирусы, чувствительность к антибиотикам. При трудоустройстве берут мазки на флору из зева — дифтерия, стафилококки, стрептококки. При хроническом стоматите, тонзиллите берут расширенный анализ, который выявляет УПФ и патогенную микрофлору.

Анализ на стафилококк

Золотистый стафилококк, или staphylococcus aureus — представитель условно-патогенной микрофлоры. Норма стафилококка в мазке из зева или носа не превышает 1х103 КОЕ/мл. Большее количество микроба провоцирует воспаление ротоглотки, носовых пазух.

Показания в мазку на стафилококк

Мазки из зева на стафилококк берут при частых обострениях заболеваний ЛОР-органов:

  • тонзиллит;
  • ангина;
  • гайморит;
  • стоматит.

Мазок из зева проводится при трудоустройстве, проведении регулярных медицинских осмотров. Также анализ показан для диагностики коклюша, дифтерии.

Сколько дней делается мазок из зева

Анализ делают путем посева взятой слизи из носоглотки на питательную среду. По количеству выросших колоний судят об активности стафилококка.

На микрофлору и чувствительность к антибиотикам

Кроме мазков из зева и носа на стафилококк есть более широкие тесты. При возникновении заболеваний ЛОР-органов делают мазки из зева и носа на микрофлору, чувствительность к антибиотикам. Такой анализ позволяет определить диагноз и подобрать действенное лечение.

Сколько ждать результат мазка из зева и носа

Большинство анализов на бактерии, грибы делают путем посева. Поэтому ждать ответ придется от 3 до 7 дней. Экспресс-тесты делают методом ПЦР. Это быстрее, ответ будет готов в течение суток.

Нормальные показатели

Для условно-патогенной микрофлоры нормальное содержание — 1х103-1х104 КОЕ/мл. К представителям УПФ относят:

  • золотистый стафилококк;
  • стрептококк;
  • klebsiella pneumoniae — только для мазка из зева;
  • грибы кандида;
  • пневмококк.

Если количество этих бактерий превышает норму, развивается воспаление.

Стрептококк

Представитель условно-патогенной микрофлоры. Нормальное содержание  — до 1х103 КОЕ/мл. При активизации вызывает ангину, скарлатину.

Грибки Кандида

Присутствуют на слизистой рта здоровых людей. Размножение грибков вызывает кандидоз, или молочницу. Это заболевание проявляется образованием творожистых налетов на слизистой языка, миндалин.

Нейссерия и пневмококк

Вызывают гаймориты, стоматиты, тонзиллиты. Пневмококк способен спускаться в нижние дыхательные пути, где становится причиной бронхита, пневмонии.

Коклюшная палочка

Патогенный микроорганизм, у здорового человека отсутствует. Вызывает заболевание коклюш. Палочку обнаруживают путем посева или с помощью ПЦР. Сдают такой анализ для диагностики коклюша.

Дифтерийная палочка

Патогенный микроорганизм, вызывает тяжелое заболевание дифтерию. Существует такое состояние, как носительство дифтерийной палочки. У такого человека нет проявлений болезни, но он может заражать других людей. Дифтерийную палочку еще называют бациллой Леффлера — по имени ученого, ее открывшего. Сокращение названия — бл, bl.

Взятие мазков из зева и носа на bl показано при подозрении на дифтерию. Мазок на дифтерию из зева и носа также делают, чтобы исключить бессимптомное носительство инфекции. Анализ сдают при трудоустройстве, проведении профилактических медосмотров.

Гемофильная палочка

Бактерия, вызывающая тяжелые заболевания дыхательных путей у детей младшего возраста. Раньше гемофильную палочку называли инфлюенца, считалось, что она является причиной гриппа.

Гемолитический стрептококк

Этот микроб вызывает тяжелые ангины, пневмонии. Является патогенным организмом, не должен присутствовать на слизистой рта или носа здоровых людей.

Какие показатели опасны

Обнаружение некоторых микроорганизмов в мазке требует назначения неотложного лечения:

  • дифтерийная палочка;
  • коклюшная палочка;
  • гемофильная палочка;
  • гемолитический стрептококк.

Даже бессимптомное носительство этих бактерий требует лечения антибиотиками. При выявлении большого количества УПФ лечение проводится, исходя из выраженности симптомов.

Мазок на вирусы

Вирусы можно обнаружить только методом ПЦР. Выявляют следующие вирусы:

  • простого герпеса;
  • герпеса 6 типа;
  • цитомегаловирус;
  • Эпштейна-Барр;
  • папилломы человека.

Обнаружение этих вирусов само по себе не требует лечения. Его назначают только при наличии соответствующих симптомов.

Взятие гинекологического мазка

Гинекологический мазок берут для оценки состояния половых путей женщины. Анализ клеток из влагалища и цервикального канала помогает выявить хронические воспаления, половые инфекции, обнаружить развитие женской онкологии на ранних стадиях.

В профилактических целях мазки берут ежегодно у всех женщин репродуктивного возраста. Внеочередной забор материала может понадобиться при:

  • подготовке к беременности или процедуре ЭКО;
  • появлении тревожных симптомов – зуд, жжение, высыпания, бородавки в интимной зоне, нарушение менструального цикла;
  • после полового контакта с новым партнером (без барьерной контрацепции);
  • при частых абортах и неоднократных выкидышах;
  • после длительной терапии гормонами или антибиотиками.


Нерегулярный цикл


Случайные связи


Терапия гормонами

Женщинам с отягощенной наследственностью мазок из шейки матки и влагалища рекомендуют сдавать 2 раза в год. Взятие мазка из половых путей женщин проводит гинеколог во время осмотра пациентки на кресле. Врач собирает биоматериал из влагалища, наружного зева матки и канала шейки матки.

Гинекологический мазок на флору

Материал помогает оценить степень микробной чистоты влагалища. Взятие мазков на флору – безболезненная процедура. Однако результаты этого анализа дают врачу важную информацию о состоянии естественной микрофлоры и заражении патогенными микроорганизмами.

Исследование позволяет диагностировать такие патологии:

  • вагинит;
  • гонорея;
  • кандидоз;
  • трихомониаз;
  • цервицит и другие болезни, вызванные патогенной флорой.

Для анализа состава микрофлоры применяют метод микроскопии с окрашиванием по Граму. Методика основана на способности бактериальной клетки по-разному реагировать на контакт с анилиновыми красителями:

  • Грамположительные бактерии окрашиваются в синий (фиолетовый) цвет. Эти микроорганизмы отличаются простым строением, а их клеточная оболочка очень чувствительная к воздействию антибактериальных препаратов.  
  • Грамотрицательные бактерии – при воздействии красителя обесцвечиваются. Их клеточная стенка имеет сложное строение. Это позволяет им сохранять устойчивость к большинству антибиотиков. Именно грамотрицательные бактерии чаще всего вызывают патологии женской половой системы.   

После окрашивания по Граму и исследования материала под микроскопом, используют метод бактериологического посева клеток на питательную среду. Оказавшись в благоприятных условиях микроорганизмы начинают активно расти, образуя колонии. Эти колонии идентифицируют, после чего испытывают на чувствительность к антибиотикам

Это важно для назначения эффективного лечения

Взятие мазка на чистоту влагалища точно определяет возбудителя болезни и оценивает его чувствительность к антибактериальным препаратам разных групп.

Мазок на скрытые инфекции

Ряд заболеваний половой системы протекают без симптомов и могут никак не проявлять себя на протяжении многих лет. При этом они нарушают половую и репродуктивную функцию, вызывают бесплодие, нарушают развитие плода во время беременности.

К скрытым инфекциям относят:

  • гонорею;
  • сифилис;
  • генитальный герпес;
  • вирус папилломы человека;
  • уреаплазмоз;
  • хламидиоз.

После взятия мазка на скрытые инфекции, материал направляют в лабораторию для проведения ПЦР-диагностики. Техника позволяет точно определить специфические ДНК молекулы патогенных микроорганизмов. Методика очень точная и чувствительная. Даже одна микробная клетка в образце может быть выявлена во время анализа.  

Взятие мазка на онкоцитологию

Это анализ клеточной структуры тканей половых органов. Взятие мазка из цервикального канала проводят при подозрении на дисплазию эпителия и онкологию. Это наиболее эффективный способ ранней диагностики злокачественных опухолей. Забор мазка из цервикального канала также информативен при хроническом воспалении и половых инфекциях.

В лаборатории мазок на онкоцитологию окрашивают и исследуют под мощным микроскопом для выявления аномалий и дефектов строения клеток. По результатам взятия мазков на цитологическое исследование пациентка получает один из пяти типов цитограмм:

  • 1 класс – атипичные клетки отсутствуют (норма);
  • 2 класс – выявлены воспалительные изменения структуры клеток;
  • 3 класс – имеются выраженные признаки дисплазии ткани;
  • 4 класс – подозрения на рак и эрозию шейки матки;
  • 5 класс – онкологический процесс.

Техника взятия мазка из носоглотки на менингококк

Цель; собрать материал для бактериологического исследования.

Оснащение;

 Стерильные пробирки с сухими изогнутым ватными тампонами, укрепленными на концах стержней;

Штатив для пробирок;

Стерильный шпатель в лотке;

Бланк – направления в лабораторию;

Обязательные условия;

Забор материала проводится натощак


Этапы
Обоснование
I. Подготовка к процедуре 1
Объяснить маме и ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
2
Подготовить оснащение, поставить на инструментальный столик – расположить по правую руку
Обеспечение четкости выполнения процедуры.
3
Выписать  направление в лабораторию.
Обеспечить инфекционной безоасности
5
Вымыть и осушить руки, надеть маску и перчатки.
Обеспечить инфекционной безоасности.
6
Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: ребенка берут на руки, ноги ребенка помощник охватывает своими ногами; руки и туловище фиксирует одной рукой; голову держит положив ладони другой руки на лоб ребенка
. Создать удобства при проведении процедуры
II. Выполнение процедуры 7
Взять в левую руку шпатель и пробирку, зажав её между мизинцем и безымянным пальцами.
Правильность выполнения процедуры
8
Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. 
Обеспечение доступа к зеву

Обеспечение правильности проведения процедуры и доступа к зеву
9
Правой рукой извлечь стержень из пробирки на 2/3 длинны и загнуть его о край пробирки на 135 градусов.
Правильность выполнения процедуры
10
Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон изогнутым концом вверх за язычок в носоглотку 
Правильность выполнения процедуры.
11
Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки
Правильность выполнения процедуры.
12
Извлечь тампон из ротовой полости и поместить его в пробирку не касаясь её краёв.  
Обеспечение достоверных результатов.
13
Прикрепить направление на пробирку с помощью резинки и установить пробирку в штатив.
Обеспечение достоверности результата исследования
III

Завершение процедуры. 14
Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках.
Обеспечение инфекционной безопасности
15
Снять перчатки, маску.
Обеспечение инфекционной безопасности
16
Вымыть и осушить руки.
Соблюдение санитарных правил.
17
Отправить материал в бактериологическую лабораторию (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике)
Обеспечение достоверности исследования

Задача №20

Вызов к ребёнку 5-ти лет. В течение 20-ти минут судороги неясной этиологии. Необходимо определить уровень глюкозурии.

Задание: продемонстрируйте определение уровня сахара в крови.

Техника определения глюкозы крови

Шаг1. Извлеките тест-полоску из флакона. Флакон сразу же закройте крышкой. Введите тест-полоску контактными полосами и лицевой стороной вверх в зону ввода тест-полоски. Убедитесь, что тест-полоска вошла до упора.

Прибор включится автоматически. На экране появится номер кода тест-полоски и символ с установленными единицами измерения.

Проверьте, совпадает ли номер кода на экране с номером кода на флаконе используемых тест-полосок.

Шаг2. Выберите место для прокола. Каплю крови лучше получить из пальца.

Шаг3. Проколите палец. Для этого плотно прижмите ручку к кончику пальца. Нажмите кнопку спуска.

Результат анализа уровня глюкозы в крови появится на экране после того, как прибор отсчитает 5 секунд в обратном порядке

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 8662;

Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования

Приготовить:

— штатив со стерильными гермитично закрыты­ми пробирками (2 шт) с сухими ватными тампона­ми на металлическом стержне;

— шпатель стерильный в крафт-пакете;

— бикс для транспортировки пробирок;

— стеклограф.

1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, мас­ку.

2. Обозначить стеклографом номер на пробирках,

соответствующий номеру в направлении: нос (Н), зев (3).

3. Усадить ребенка лицом к источнику света.

4. Взять в левую руку пробирку (3)с тампоном и шпатель.

5. Прижать шпателем корень языка (левой ру­кой).

6. В правую руку взять из пробирки стерильный тампон и ввести в ротовую полость ребенка, не ка­саясьее слизистых (по шпателю).

7. Вращательным движением снять налет с мин­далин, дужек, слизь с задней стенки глотки.

8. Вытащить тампон из ротовой полости.

9. Поместить тампон в стерильную пробирку (3).

10. Взять пробирку с тампоном (Н) и ввести глу­боко в носовой ход.

11.Сделать несколько вращательных движений.

12.Извлечь тампон, не касаясь кожи носа, поме­стить в пробирку (Н).

стерильный тампон

шпатель 3

Рис. 43.Взятие мазкаиз носа(Н) и зева (3). Н — взятие мазка из носа; 3 — взятие мазка из зева

13. Выписать направ­ление по образцу.

15. Вымыть руки и обработать антисепти­ческим раствором.

Внимание!

1) Взятие мазка из зева проводится нато­щак, до приема ле­карств, до орошения по­лости рта дезраствора-ми, до назначения анти­биотиков, до чистки зу­бов.

Рис. 44. Положение ребенкапри исследовании полости рта и зева

Образец направления

Направление В бактериологическуюлабораторию направляется мазок из зева (3) и носа (Н)для исследованияна В1

Ф.И.О. ребенка Возраст Диагноз

Домашний адрес Место нахождения ^И.О.врача Дата и время забора Иодпись м/с, взявшей анализ

Иванова Сергея Петровича

10 лет

Обследование. Дет. пол — ка № 5, уч — к № 2 ул. Петровская, № 20, кв 30

Б.С.М.П. Детское инфекционное отделение Сальников И,В,

26Л/1И2002г,8ч20мин.

3) Номер на пробирке должен соответствовать но­меру в направлении.

4) Взятие материала на бациллу Лёффлера (ВL проводится на границе пораженного участка и здо­ровой слизистой.

5) Детей младшего возраста фиксирует помощ­ник.

Взятие мазка из носоглотки на менингококк

Приготовить:

— стерильные пробирки с сухимватным изогнутым тампоном;

— штатив для пробирок;

— стерильный шпатель в лотке;

— бланк-направление в лабораторию;

— чашку Петри с питательной средой;

— бикс для транспортировки пробирок;

— стеклограф.

  1. Вымыть и осушить руки.

  2. Надеть перчатки, маску.

  3. Поставить на пробирке (чашке Петри)стеклографом номер, соответствующий номеру в направ­лении.

4. Установить пробирку в штатив.

5. Усадить ребенка лицом к источнику света (при необходимости зафиксировать его спомощью по­мощника).

6. Попросить ребенка открыть рот.

7. Нажать шпателем на корень языка левой рукой.

8. Ввести тампон изогнутым концом вверх под мягкое небо в носоглотку (не касаясь зубов, язы­ка), пошпателю.

Рис. 45.Мазок износоглотки наменингококк

9. Собрать слизь из носоглотки легким движени­ем, проведя 2-3 раза.

10. Извлечь тампон из ротовой полости и помес­тить в пробирку, не касаясь ее краев, предваритель­но произведя посев на чашку Петри с питательной средой (не нарушая целости поверхности).

11. Вымыть и обработать руки антисептическим

раствором.

12. Выписать направление по образцу.

13. Отправить материал в лабораторию (при t +

37°; + 38°С),

Примечание: Забор материала производить на­тощак, до приема лекарства, до орошения полости рта дезрастворами, до чистки зубов, до назначения

антибиотиков.

Техника взятия мазков в гинекологии

Техника взятия мазков из половых путей зависит от типа назначенного исследования. Перед забором материала гинеколог обычно осматривает стенки влагалища и шейки матки в зеркалах.

  • Взятие мазка на микрофлору. Процедура выполняется медицинским шпателем. Пробы собирают из шейки матки, влагалища, внешнего зева уретры. Биоматериал переносят на стерильное медицинское стекло, равномерно распределяя по его поверхности. На стекле врач помечает участки, в которых были собраны образцы, латинскими буквами (например, V – влагалище);
  • Взятие мазка на цитологию и инфекции. Для взятия клеток врач использует цитощеточку и стерильные тампоны. Предварительно шейку матки очищают от слизи медицинскими тампонами. Цитощеткой доктор собирает образцы из влагалища и шеечного канала. Если назначено исследование на инфекции, щеточку помещают в физраствор. Если материал берут для цитологического теста, пробы наносят на медицинское стекло.


Взятие мазка


Взятие мазка на цитологию

После взятия мазка на цитологию появляются слабые кровянистые выделения. Это норма, так как на тканях органов остаются микротрещины. Уже через 2-3 дня примесей крови в выделениях отмечаться не должно.

Зачем нужен мазок из зева и носа и как подготовиться к процедуре?

Бактериологический материал, в зависимости от имеющихся у пациента симптомов и целей проведения диагностики, можно брать на анализ для:

  • определения доминирующего вида флоры на слизистой носа и зева (он так и называется – мазок на флору);
  • для поиска конкретного вида бактерий, вызывающих симптомы (например, мазок из носа на дифтерию, или мазок на BL или бациллу Леффлера).

Мазок на микрофлору из носа обычно показывает содержание всех найденных бактерий – как болезнетворных, так и полезных, и это может сбить пациента с толку. Норма обычно предполагает наличие зеленящего стрептококка, эпидермального стафилококка, грибка Кандида и некоторых других бактерий

Однако врачу при расшифровке анализа также следует обращать внимание на количество найденных бактерий, т.к. их соотношение может указывать на имеющиеся у пациента проблемы

Болезнетворные организмы крайне многообразны, и их полное перечисление можно найти разве что в учебниках и справочниках для врачей-биохимиков. Однако среди наиболее распространенных следует отметить дифтерийную палочку, возбудителя коклюша, грибок Кандида альбиканс (он присутствует и у здоровых людей, однако при нарушениях иммунитета патологически разрастается, вызывая болезнь кандидоз). Часто лаборанты подчеркивают или иным способом выделяют болезнетворную флору в расшифровках анализов.

Показаниями для проведения процедуры бактериологического анализа мазков из носа и зева могут служить следующие состояния:

  • частые насморки и боль в горле;
  • туберкулез;
  • личный контакт с заразным пациентом;
  • ангина с налетом;
  • подозрение на дифтерию носа.

Кроме того, сдать мазок из зева и из носа необходимо также при поступлении ребенка в школу или детский сад с целью выявить инфекционные заболевания, угрожающие другим детям. Если результат нормальный, то ребенку дается разрешение на посещение учебного заведения, если же выявлены отклонения от нормы, то придется пройти дополнительное обследование.

Это касается как лекарств в таблетках, так и антибактериальных мазей, спреев и пастилок.

В день взятия мазка необходимо воздержаться от приема пищи и чистки зубов (в том числе использования ополаскивателей для ротовой полости). Непосредственно перед анализом носовая пазуха должна быть очищена путем высмаркивания. На этом подготовка пациента к процедуре заканчивается.

https://youtube.com/watch?v=YigDOmzsMlA

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий